Ринальдо, ди Капуа
1705 - 1780
Назад

ди Капуа Ринальдо (di Capua Rinaldo) - итальянский композитор
- Родился около 1705 года - Капуа или Неаполь.
- Умер около 1780 года - Рим.
Возможно, отец Марчелло Бернардини. Берни (1771) описал его как: старого и превосходного неаполитанского композитора. Он - внебрачный сын человека, занимавшего очень высокое положение в этой стране, и поначалу изучал музыку только ради достижения цели; но, поскольку его отец оставил ему лишь небольшое состояние, которое вскоре растратил, он был вынужден сделать это своей профессией. Ему было всего семнадцать, когда он сочинил свою первую оперу в Вене. Описание Ринальдо Берни как "старого" в 1771 году и череда его оперных успехов, начавшаяся в 1737 году, позволяют предположить, что он родился примерно в 1710 году. Предположительно, эпитет "ди Капуа" указывает на то, что Ринальдо родился в городке с таким названием в 30 км к северу от Неаполя. Вероятно, он учился частным образом; его имя не фигурирует в списках неаполитанских консерваторий. Ринальдо начал свою карьеру в Риме, где в 1737 году представил свою первую известную оперу "Чиро риконосиуто". Сатирическая опера "Комедия в комедии" имела столь выдающийся успех в театре Валле в следующем году, что была повторена во Флоренции (1741), Лондоне (1748), Венеции (1749) и Мюнхене (1749), а различные ее версии были поставлены под другими названиями в других местах. Его самой знаменитой оперой-сериа была "Vologeso, re de' Parti", впервые поставленная в 1739 году. "Ночная свобода" (1740) укрепила его репутацию как композитора комической оперы и, подобно "Комедии", была поставлена в разных городах Европы. 18 марта 1740 года Ринальдо отправился в Лиссабон, где у него был контракт на 1000 скудо в год; там он написал три оперы-сериа, но к 1742 году вернулся в Рим. Труппа итальянских буффонов под руководством Эустахио Бамбини исполнила "Донну супербу" (сокращенную постановку "Комедии в комедии") в Париже в 1752 году и "Зингару" в 1753 году. Последняя опера имела необычайный успех; ее неоднократно переиздавали, и она сыграла важную роль в "Битве буффонов". Последняя опера Ринальдо "Адриано в Сирии" была поставлена в 1758 году. С тех пор он писал только комические оперы, да и то нечасто. По словам Дента, последняя из них, "Джоконда" (1778), была поставлена посмертно. Ринальдо пережил “различные превратности судьбы; иногда он был в моде, иногда - в забвении”. Берни (1789) также сказал: он "жил или, скорее, голодал в 1770 году в Риме". В последние годы жизни “непутевый сын продал все, что было создано его пером, на макулатуру” (Берни, 1771). Около 40 сценических работ были идентифицированы как работы Ринальдо, две из которых сомнительны. Проблема каталогизации осложняется его склонностью представлять переделки своих опер под новыми названиями и путаницей с Марчелло ди Капуа (Бернардини). За исключением нескольких десятков отдельных арий, сохранилась музыка только к шести операм. В "Gli impostori " (1751) две из 19 арий написаны в форме АБА, а десять - в форме да капо. Стиль, типичный для Ринальдо, варьируется от фарсовой карикатуры до лирической и сентиментальной экспрессии. Слова расставлены в виде четких фигур, а декламация четко артикулирована. Сопровождаемый речитатив встречается редко, но ансамбли составлены мастерски. Партитура раскрывает любимую текстуру Ринальдо – три партии, как правило, для струнных: первая скрипка удваивает вокальную партию, иногда варьируя ее; вторая скрипка либо удваивает первую, либо следует за ней на 3-й или 6-й ноте (она редко бывает независимой); бас, удваиваемый альтом (который редко играет самостоятельно). самостоятельная партия, обеспечивает аккомпанемент, часто в виде быстро повторяющихся нот. Из 15 номеров "Ла Зингара" шесть являются переработками "Кавалера Миньятты" (1751). После выступлений труппы "Буффа" Бамбини в Париже в 1753 году "Зингара" была переведена на французский язык как "Богемщина (La bohémienne)" и адаптирована Фаваром в качестве комической оперы в 1755 году. Он вырезал четыре номера и добавил шесть других, написанных разными композиторами. Таким образом, "Богемщина" - это пастиччо (ария "Экзамен в любви" написана на мотив знаменитой "Тре Джорни, сын Нины", которую в разное время приписывали Перголези, Ринальдо и Чампи; истинный композитор остается неизвестным). Еще одна версия, аранжированная Бамбини, была исполнена в Пезаро в 1755 году. Стремительное действие "Зингары" дополняется исключительно удачной изобретательностью музыки; во втором интермеццо простой буффонный стиль, в котором начинается произведение, расширяется и включает арии в стиле сериа, хор и духовые инструменты. Из кантат Ринальдо известны только две - "Рождение" (1753) и аллегорическая праздничная кантата а 5. В каждой из них есть симфония и 11 номеров, и по стилю они напоминают оперы. Отдельные арии, которые в основном взяты из опер-сериа, подтверждают достоинства Ринальдо – архитектурную экспансивность форм, разнообразие стилей, связанное с выразительными потребностями ситуации, стремление к контрасту (особенно между двумя частями арий "да капо") и случайные всплески виртуозной колоратуры. Берни описал арию "Ombra che pallida" из Вологезо как “пример совершенства, до которого была доведена драматическая музыка в Италии”. Призвание Ринальдо как драматурга проявляется и в его хвастовстве тем, что он был “одним из первых, кто ввел длинные ”ритурнеллы", или симфонии, в речитативы, исполненные сильной страсти и страдания, которые выражают или имитируют то, что было бы нелепо пытаться воспроизвести голосом". Его качества композитора-инструменталиста раскрываются в его симфониях, или увертюрах, которыми он внес свой вклад в развитие классической симфонии-сонаты. Первая часть отходит от старой бинарной формы периода барокко и тяготеет к битематической структуре с признаками "вспомогательной тематической группы" и трехчастной структуре со значительным центральным разделом развития. Вторая часть, ранее представлявшая собой короткую, незатейливую часть, становится двухчастной песней, а третья часть обычно представляет собой жигу в двоичной форме. Способность Ринальдо сочинять твердые, сложные формы противоречит окончательному мнению Берни; хотя он и считает его "гениальным и зажигательным композитором", Берни, похоже, также разделяет мнение Ла Борда: "Наука этого композитора не равна его гениальности".
Ноты сочинений ди Капуа Ринальдо на сайте библиотеки IMSLP