Ринальдо, ди Капуа
1705 - 1780

Назад

Rinaldo, di Capua

  • Дата рождения: около 1705
  • Место рождения: Капуа или Неаполь, Италия
  • Дата смерти: около 1780
  • Место смерти: возможно, Рим, Италия

Биография

Ринальдо ди Капуа — итальянский композитор, деятель оперного искусства XVIII века, вероятно, отец Марчелло Бернардини. По свидетельству Ч. Бёрни (1771), он был «старым и превосходным неаполитанским композитором». Родился внебрачным сыном знатного человека, изначально занимался музыкой как любитель, но, утратив небольшое наследство, был вынужден избрать её своей профессией. Первую оперу он написал в Вене в возрасте около 17 лет.

Свою карьеру он сделал в Риме, где в 1737 году была поставлена его первая известная опера Ciro riconosciuto (Цир признанный). Огромный успех принесла сатирическая опера La commedia in commedia (Комедия в комедии), поставленная в 1738 году в театре Valle и повторённая во Флоренции (1741), Лондоне (1748), Венеции (1749) и Мюнхене (1749). Его наиболее знаменитая серьёзная опера — Vologeso, re de’ Parti (Вологез, царь Парфии, 1739). Не менее популярной оказалась комическая опера La libertà nociva (Вредная свобода, 1740).

В 1740 году Ринальдо отправился в Лиссабон по контракту на 1000 скуди в год и написал там три серьёзные оперы, но к 1742 году вернулся в Рим. В 1750-е годы его комические оперы стали известны в Париже: La donna superba (Гордая дама, сокращённая версия Комедии в комедии) была поставлена в 1752 году, а La zingara (Цыганка, 1753) имела выдающийся успех и сыграла важную роль в «Querelle des Bouffons» (Споре буффонов). Она неоднократно перерабатывалась и исполнялась в различных версиях, в том числе как французская La bohémienne (Богемка, 1755).

Последняя серьёзная опера Ринальдо — Adriano in Siria (Адриан в Сирии, 1758). После этого он писал преимущественно комические оперы, причём всё реже. Его поздние годы были омрачены бедностью: по словам Бёрни, в 1770 году он «жил, или, скорее, голодал в Риме». Последняя опера — La Giocondina (Весёлая Джоконда, 1778) — была поставлена уже после его смерти.

Творчество

Всего известно около 40 сценических произведений Ринальдо, хотя музыка сохранилась лишь частично. Он часто переделывал собственные оперы, представляя их под новыми названиями, что осложняет каталогизацию. Его стиль отличает ясность форм, драматическая выразительность, разнообразие приёмов и склонность к контрасту, особенно в ариях да капо.

Комический талант Ринальдо проявился в умелом соединении простого буффонного стиля с элементами серьёзной оперы. Его La zingara сочетает лёгкость комического диалога с ариями в стиле opera seria, хорами и инструментальными эпизодами. Его отдельные арии, такие как «Ombra che pallida» из Vologeso, современники считали образцами итальянской драматической музыки.

Как симфонист, Ринальдо способствовал формированию классической сонатно-симфонической формы: его увертюры отходят от старой бинарной схемы и развиваются к трёхчастной структуре с крупным разделом разработки.

Произведения

Сценические произведения (выборочно):

  • Ciro riconosciuto (Цир признанный, 1737, Рим)
  • La commedia in commedia (Комедия в комедии, 1738, Рим) — перерабатывалась как L’ambizione delusa (Несбывшееся честолюбие, 1744, Венеция) и La donna superba (Гордая дама, 1752, Париж)
  • Vologeso, re de’ Parti (Вологез, царь Парфии, 1739, Рим)
  • Farnace (Фарнас, 1739, Венеция)
  • La libertà nociva (Вредная свобода, 1740, Рим)
  • Catone in Utica (Катон в Утике, 1740, Лиссабон)
  • Didone abbandonata (Покинутая Дидона, 1741, Лиссабон)
  • Ipermestra (Ипермесстра, 1741, Лиссабон)
  • Le nozze di Don Trifone (Свадьба Дона Трифоне, 1743, Рим)
  • Gli impostori (Обманщики, 1751, Модена)
  • Il cavalier Mignatta (Рыцарь Пиявка, 1751, Рим)
  • La zingara (Цыганка, 1753, Париж) — переработана как La bohémienne (Богемка, 1755, Париж)
  • Adriano in Siria (Адриан в Сирии, 1758, Рим)
  • Le donne ridicole (Смешные женщины, 1759, Рим)
  • La Giocondina (Весёлая Джоконда, 1778, Рим)

Другие сочинения:

  • Кантата La natività (Рождество, 1753, Рим)
  • Cantata a 5 (Кантата на пять голосов, 1753)
  • Драматические кантаты и оратории: Il pontefice Iaddo (Понтифик Иаддо, 1758), Elia al Carmelo (Илия на Кармеле, 1761), Il roveto ardente (Горящий куст, 1762), L’arca del Testamento (Ковчег Завета, 1763), Eva riparata (Искуплённая Ева, 1765), L’angelo di Tobia (Ангел Товии, 1768) — все утрачены
  • Несколько симфоний и увертюр (частично сохранились в рукописях)

Ноты сочинений ди Капуа Ринальдо на сайте библиотеки IMSLP