Ригатти, Джованни Антонио
1613 - 1648

Назад

Джованни Антонио Ригатти (Giovanni Antonio Rigatti) - итальянский композитор и певец

  • Родился в 1613 году - Венеция.
  • Умер 24 октября 1648 г. - Венеция.

В сентябре 1621 года он стал певчим в хоре церкви Святого Марка в Венеции, а затем получил образование священника в Патриаршей семинарии. С сентября 1635 по март 1637 года он был маэстро капеллы кафедрального собора Удине; его репутация была уже настолько высока, что он получал зарплату, вдвое превышавшую зарплату его предшественника Ориндио Бартолини. В августе 1639 года он был назначен маэстро органной музыки в Академии Мендиканти; к 1642 году он также начал преподавать в Инкурабили, по-видимому, без разрешения властей мендиканти, которые назначили комиссию для наблюдения за его передвижениями и увольнения его в случае необходимости. С тех пор его преподавание ограничивалось школой неизлечимых, где среди его учеников был Франческо Лучио, один из псалмов которого он включил в свой сборник 1646 года. В 1642 году он был назначен капелланом Джан Франческо Морозини, который стал патриархом Венеции в 1644 году и прокуратором Сан-Марко в 1645 году, и влияние которого привело к назначению Ригатти младшим каноником Сан-Марко в июле 1647 года. Высокое уважение, с которым к нему относились в Удине, когда ему было чуть за двадцать, полностью соответствует тому, что он был вместе с такими людьми, как Джованни Роветта и Гаспаро Казати, одним из выдающихся итальянских композиторов церковной музыки, работавших в 1630-1640-е годы. Девять из одиннадцати сохранившихся сборников его произведений посвящены церковной музыке: два сборника сольных песнопений, три сборника концертных песнопений небольшого размера (одно из которых включает в себя мессу) и не менее четырех сборников псалмов (по три из которых включают мессу в каждом). Высокое уважение, с которым к нему относились в Удине, когда ему было чуть за двадцать, полностью соответствует тому, что он был вместе с такими людьми, как Джованни Роветта и Гаспаро Казати, одним из выдающихся итальянских композиторов церковной музыки, работавших в 1630-1640-е годы. Девять из одиннадцати сохранившихся сборников его произведений посвящены церковной музыке: два сборника сольных песнопений, три сборника концертных песнопений небольшого размера (одно из которых включает в себя мессу) и не менее четырех сборников псалмов (по три из которых включают мессу в каждом). Большая часть этой музыки включает партии для инструментов, обычно для скрипок, и многое из этого можно адаптировать либо для интимной камерной среды с сольными голосами и, возможно, скрипками, либо для более торжественных случаев, добавив хор рипиено и иногда дополнительные инструменты. Самой впечатляющей коллекцией является "Месса и салми" 1640 года, посвященная императору Фердинанду III. Она сохраняет неизменно высокий уровень изобретательности и по своему разнообразию содержания соперничает с "Selva morale" Монтеверди того же года: одна месса и несколько псалмов в манере большого концертато, псалмы для небольших сочетаний голосов и инструментов и другие с пометкой "da cappella" (обозначающей не античный стиль, а классический). отсутствие солистов и инструментальное удвоение голосов). Независимо от того, для какой грандиозной фактуры он писал, Ригатти как монодист всегда был способен украсить свою музыку восхитительными, запоминающимися мелодиями, вокальными или инструментальными (его скрипичные ритурнели часто бывают самыми привлекательными). Этот талант лучше всего проявляется во второй постановке "Nisi Dominus" (для SSB, двух скрипок и континуо) в томе 1640 года. Он почти полностью построен на нисходящем четырехтонном партерном басу (ср. любовный дуэт в конце "Коронации Поппеи" Монтеверди). Его довольно романтическая выразительность проистекает не только из невероятно разнообразного мелодического оформления основного баса, но и из множества темповых и динамических изменений, заданных самим Ригатти и являющихся неотъемлемой частью его личного стиля – такие признаки часто встречаются в его работах. Его церковная музыка столь же изобретательна и в других отношениях, например, в ее последовательных музыкальных структурах, включающих рефрены, ритурнели и партерные басы, в эпизодическом использовании фугального изложения и в часто драматичной словесной живописи, что побудило его ввести "токкату да герра" в стиле concitato в “Fecit”, потенциальный стих Магнификата из тома 1640 года. Его небольшая повечерняя композиция 1646 года, вероятно, написанная для патриаршего двора, содержит некоторые из его лучших музыкальных произведений, в том числе переложение псалма "Призывающий" для альта и четырех струнных, которое примечательно не только своей продолжительностью и виртуозностью, требуемой от певца, но и выразительностью слова - обстановка и чувство структуры. Партерные басы также встречаются в светских монодиях 1641 года; в этот том также включены три кантаты – два примера ставшей все более старомодной кантаты со строфическим басом и одна камерная кантата нового типа, состоящая из нескольких 

Ноты сочинений Джованни Антонио Ригатти на сайте библиотеки IMSLP