Ригатти, Джованни Антонио
1613 - 1648

Назад

Rigatti, Giovanni Antonio

  • Дата рождения: около 1613
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 24 октября 1648
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Джованни Антонио Ригатти был итальянским композитором и певцом. В сентябре 1621 года он стал хористом в соборе Сан-Марко в Венеции, а позднее обучался священническому делу в Патриаршем семинарии. С сентября 1635 года по март 1637 года он занимал должность маэстро ди капелла в кафедральном соборе Удине; его репутация была настолько высока, что ему установили жалование в два раза больше, чем у его предшественника, Ориндио Бартолини.

В августе 1639 года Ригатти был назначен маэстро органо э музыка алле фиджоле в Ospedale dei Mendicanti; к 1642 году он также начал преподавать в Инкурабили, видимо без разрешения властей Mendicanti, которые создали комиссию для наблюдения за его деятельностью и могли при необходимости уволить его. С этого времени он преподавал исключительно в Инкурабили, где среди его учеников был Франческо Лучио, один из псалмов которого вошёл в сборник Ригатти 1646 года.

В 1642 году Ригатти был назначен капелланом у Джан Франческо Моросини, ставшего патриархом Венеции в 1644 году и прокуратора Сан-Марко в 1645 году, чьё влияние способствовало назначению Ригатти соттоканоником Сан-Марко в июле 1647 года. Высокое уважение, которым он пользовался в Удине ещё в начале двадцатых лет жизни, полностью соответствует его положению одного из выдающихся итальянских композиторов церковной музыки 1630–1640-х годов, наряду с Джованни Роветтой и Гаспаро Казати.

Творчество

Из одиннадцати сохранившихся сборников Ригатти девять посвящены церковной музыке: два тома сольных мотетов, три тома небольших концертато мотетов (один с краткой мессой) и как минимум четыре сборника псалмов (три включают мессу). Большинство произведений предусматривает партии для облигатных инструментов, обычно скрипок, и может исполняться как камерно с солирующими голосами и, при желании, скрипками, так и в более торжественном составе с добавлением хора и дополнительных инструментов. Сборник 1640 года Messa e salmi, посвящённый императору Фердинанду III, является наиболее впечатляющим, поддерживая высокий уровень изобретательности и соперничая с Selva morale Монтерверди того же года. Он включает мессу и несколько псалмов в крупном концертантном стиле, псалмы для небольших составов и произведения, обозначенные как da cappella (без солистов с инструментальным удвоением голосов).

Ригатти как моностилист всегда умел украшать музыку запоминающимися мелодиями, вокальными или инструментальными (особенно привлекательны риторноллы для скрипки). Пример этого — второе исполнение Nisi Dominus (для SSB, двух скрипок и континуо) из сборника 1640 года, построенное почти полностью на нисходящем четырёхнотном басе. Его романтическая выразительность достигается благодаря вариативной мелодии над опорным басом, многочисленным изменениям темпа и динамики, включённым самим Ригатти и являющимся частью его стиля.

Его церковная музыка также отличается согласованной структурой с использованием рефренов, риторноллов и басов, эпизодическим применением фуг и драматической интонационной живописностью (word-painting), что привело к введению toccata da guerra в стиле stile concitato в стихе Fecit potentiam Magnificat 1640 года. Малый сборник Compline 1646 года, вероятно для патриаршего двора, включает выдающиеся произведения, такие как псалом Cum invocarem для альта и четырёх струнных.

Секулярные моноидные произведения 1641 года также используют опорный бас; этот том включает три кантаты — две старого типа с строфическим басом и одну новую камерную кантату с несколькими контрастными частями на тексты из Il pastor fido Гуарини. Мадригалы 1636 года, вероятно написанные в позднем подростковом возрасте Ригатти, демонстрируют его мелодический талант и умение выразительно интерпретировать текст, особенно в трио Ecco che pur baciate.

Произведения

Церковная музыка:

  • Primo parto de motetti, 2–4vv, con alcune cantilene, con suoi ripieni ad lib (Первый том мотетов, 2–4 голоса, с некоторыми песнями, с дополнительными партиями по желанию) (1634)
  • Messa e salmi parte concertati, 3–8vv, 2 vn, other insts ad lib, e parte, 5vv (Месса и псалмы, концертированные партии, 3–8 голосов, 2 скрипки, другие инструменты по желанию, и партии для 5 голосов) (1640)
  • Messa e salmi ariosi, 3vv, concertati e parte con li ripieni ad lib (Месса и псалмы арийные, 3 голоса, концертированные и партии с дополнительными по желанию) (2/1643)
  • Motetti, 1v, bc (Мотеты, 1 голос, бас-соло) (1643)
  • Salmi diversi di Compieta … 1–4vv, parte con istromenti e parte senza, con tutte le antiphone dell’anno (Разные комплиетные псалмы, 1–4 голоса, с инструментами и без, со всеми антифонами года) (1646)
  • Motetti, 1v, bc (org/hpd/theorbo/other inst), libro II (Мотеты, 1 голос, бас-соло с органом/клавесином/теорбо/другими инструментами, том II) (1647)
  • Motetti, 2–3vv, con una messa breve (Мотеты, 2–3 голоса, с краткой мессой) (1647)
  • Musiche diverse, 2vv, bc (Разные музыкальные произведения, 2 голоса, бас-соло) (1647)
  • Messa e salmi, 3vv, con 2 vn, 4 parti di ripieno ad lib, libro II (Месса и псалмы, 3 голоса, 2 скрипки, 4 дополнительные партии по желанию, том II) (1648)

Секулярная музыка:

  • Musiche concertate cioe madrigali, 2–4vv, bc, libro I, op.2 (Концертированная музыка, то есть мадригалы, 2–4 голоса, бас-соло, том I, опус 2) (1636)
  • Musiche diverse, 1v, bc (Разные музыкальные произведения, 1 голос, бас-соло) (1641) [включая 1 диалог для 2 голосов]

Ноты сочинений Джованни Антонио Ригатти на сайте библиотеки IMSLP