Ригатти, Джованни Антонио
1613 - 1648
Назад
Rigatti, Giovanni Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Антонио Ригатти был итальянским композитором и певцом. В сентябре 1621 года он стал хористом в соборе Сан-Марко в Венеции, а позднее обучался священническому делу в Патриаршем семинарии. С сентября 1635 года по март 1637 года он занимал должность маэстро ди капелла в кафедральном соборе Удине; его репутация была настолько высока, что ему установили жалование в два раза больше, чем у его предшественника, Ориндио Бартолини.
В августе 1639 года Ригатти был назначен маэстро органо э музыка алле фиджоле в Ospedale dei Mendicanti; к 1642 году он также начал преподавать в Инкурабили, видимо без разрешения властей Mendicanti, которые создали комиссию для наблюдения за его деятельностью и могли при необходимости уволить его. С этого времени он преподавал исключительно в Инкурабили, где среди его учеников был Франческо Лучио, один из псалмов которого вошёл в сборник Ригатти 1646 года.
В 1642 году Ригатти был назначен капелланом у Джан Франческо Моросини, ставшего патриархом Венеции в 1644 году и прокуратора Сан-Марко в 1645 году, чьё влияние способствовало назначению Ригатти соттоканоником Сан-Марко в июле 1647 года. Высокое уважение, которым он пользовался в Удине ещё в начале двадцатых лет жизни, полностью соответствует его положению одного из выдающихся итальянских композиторов церковной музыки 1630–1640-х годов, наряду с Джованни Роветтой и Гаспаро Казати.
Из одиннадцати сохранившихся сборников Ригатти девять посвящены церковной музыке: два тома сольных мотетов, три тома небольших концертато мотетов (один с краткой мессой) и как минимум четыре сборника псалмов (три включают мессу). Большинство произведений предусматривает партии для облигатных инструментов, обычно скрипок, и может исполняться как камерно с солирующими голосами и, при желании, скрипками, так и в более торжественном составе с добавлением хора и дополнительных инструментов. Сборник 1640 года Messa e salmi, посвящённый императору Фердинанду III, является наиболее впечатляющим, поддерживая высокий уровень изобретательности и соперничая с Selva morale Монтерверди того же года. Он включает мессу и несколько псалмов в крупном концертантном стиле, псалмы для небольших составов и произведения, обозначенные как da cappella (без солистов с инструментальным удвоением голосов).
Ригатти как моностилист всегда умел украшать музыку запоминающимися мелодиями, вокальными или инструментальными (особенно привлекательны риторноллы для скрипки). Пример этого — второе исполнение Nisi Dominus (для SSB, двух скрипок и континуо) из сборника 1640 года, построенное почти полностью на нисходящем четырёхнотном басе. Его романтическая выразительность достигается благодаря вариативной мелодии над опорным басом, многочисленным изменениям темпа и динамики, включённым самим Ригатти и являющимся частью его стиля.
Его церковная музыка также отличается согласованной структурой с использованием рефренов, риторноллов и басов, эпизодическим применением фуг и драматической интонационной живописностью (word-painting), что привело к введению toccata da guerra в стиле stile concitato в стихе Fecit potentiam Magnificat 1640 года. Малый сборник Compline 1646 года, вероятно для патриаршего двора, включает выдающиеся произведения, такие как псалом Cum invocarem для альта и четырёх струнных.
Секулярные моноидные произведения 1641 года также используют опорный бас; этот том включает три кантаты — две старого типа с строфическим басом и одну новую камерную кантату с несколькими контрастными частями на тексты из Il pastor fido Гуарини. Мадригалы 1636 года, вероятно написанные в позднем подростковом возрасте Ригатти, демонстрируют его мелодический талант и умение выразительно интерпретировать текст, особенно в трио Ecco che pur baciate.
Церковная музыка:
Секулярная музыка:
Ноты сочинений Джованни Антонио Ригатти на сайте библиотеки IMSLP