Рипель, Йозеф
1709 - 1782

Назад

Йозеф Рипель (Joseph Riepel) - австрийский теоретик, композитор и скрипач

  • Родился 22 января 1709 г. - Дойч-Хершлаге, Верхняя Австрия.
  • Умер 23 октября 1782 г. - Регенсбург.

С 1727 года он посещал иезуитскую гимназию в Штайре, а в 1733 году начал изучать философию в иезуитском колледже в Линце; в это время он начал читать "Градус Парнаса" Фукса. После года учебы в университете Граца, в 1735-1736 годах, он служил камердинером у генерала Александра графа д'Оллоне во время турецких войн 1736-1739 годов и сопровождал его по Боснии, Сербии и Славонии, затем жил в Дрездене до 1745 года, ежедневно беря уроки у Зеленки. Не сумев найти работу, он некоторое время жил в Польше, а затем в Вене. В 1749 году Рипель был назначен капельмейстером при дворе принца Турн-и-Таксис в Регенсбурге. Это была его первая и единственная должность, и он занимал ее более 30 лет, за это время он поднял придворный оркестр на высокий уровень; он также был известен своим мастерством скрипача. В Регенсбурге Рипель написал свои теоретические трактаты "Основы музыкального искусства" и "Гармоническая музыка". Они принесли ему известность во всей Европе, но при его жизни были опубликованы лишь частично. Его забота о том, чтобы научить студентов сочинять музыку в Анфангсгрюнде, придает произведениям сильный дидактический оттенок, усиливаемый его разговорным стилем письма, множеством актуальных ссылок и диалогом между мастером и учеником в стиле Фуси. Метод Рипеля в значительной степени основан на ars combinatoria, которая имеет дело с количеством возможных сочетаний (перестановок) при заданном количестве факторов (этот метод ранее использовался Мерсенном, Кирхером, Принцем и Циглером). Рубрика в оглавлении Grundregeln объясняет этот подход: "Уникальная система ars permutatoria, с помощью которой можно придумать более 99 тем за один день, как минимум в 99 раз полезнее для музыкальной композиции, чем вышеупомянутые математические выкладки" (т.е. измерения, соотношения и т.д.). Менуэт и симфония используются в качестве базовых форматов; для Рипеля композиция менуэта мало чем отличалась от композиции арии или симфонии. Восьмитактная часть с составляющими ее фразами из двух или четырех тактов считается нормой. Синтаксис фраз тщательно изучен, приведено множество примеров неправильной и расширенной структуры. Как в менуэтной, так и в симфонической моделях дается множество альтернативных вариантов расположения мелодических фигур, каденций и гармонических сочетаний, каждый из которых сопровождается конкретными комментариями по поводу согласованности и вкуса. Особый интерес представляют тональные схемы Рипеля в "Грюндрегельне": (1) круговая система тональностей, как в ранних концертах и фугах XVIII века, со схемами и примерами, охватывающими все возможные сочетания тональностей, тесно связанных с До; и (2) модуляция с тонической доминантой ведущий к медианному (или субмедианному) тоническому звуку, который позже стал стандартным в классической музыке. Рипель представляет собой стилистический поворотный пункт: его мелодический материал типичен для начала XVIII века, с куртуазными менуэтами и итальянскими симфониями, но его систематическая обработка указывает на структурную ясность и симметрию конца XVIII века. Его работа получила положительные отзывы от Хиллера, Гербера, Шубарта, Хорона и Фетиса и оказала сильное влияние на Коха, крупнейшего теоретика конца XVIII века; среди его учеников были Й.К. Фогель, Й.К. Шубарт, Ф.Ф. Кавалло, Дж.К. Каффка, Ф.Х. Покорны, П.К. Стейглехнер. и Себастьян Прикснер. Рипель написал большую часть своих сочинений в Регенсбурге. Сохранились различные инструментальные и вокальные произведения, но одна опера, к сожалению, утрачена.

Ноты сочинений Йозефа Рипеля на сайте библиотеки IMSLP