Рипель, Йозеф
1709 - 1782

Назад

Riepel, Joseph

  • Дата рождения: 22 января 1709
  • Место рождения: Дойч-Хёршлаг, Верхняя Австрия, Австрия
  • Дата смерти: 23 октября 1782
  • Место смерти: Регенсбург, Германия

Биография

Иозеф Рипель был австрийским теоретиком, композитором и скрипачом. С 1727 года он посещал иезуитское гимназическое училище в Штайре, а в 1733 году начал изучать философию в иезуитском колледже в Линце; в это время он начал читать Gradus ad Parnassum Фукса. После года обучения в университете Граца (1735–1736) он служил камердинером у генерала Александра Графа д’Оллон во время Турецких войн 1736–1739 годов, сопровождая его через Боснию, Сербию и Славонию. После этого жил в Дрездене до 1745 года, беря ежедневные уроки у Зеленьки. Не сумев найти постоянного места работы, он некоторое время провёл в Польше, затем в Вене.

В 1749 году Рипель был назначен капельмейстером при дворе князя Тура и Таксис в Регенсбурге. Это была его первая и единственная постоянная должность, которую он занимал более 30 лет, за время которой поднял уровень придворного оркестра до высокого стандарта и приобрёл известность как виртуозный скрипач.

В Регенсбурге Рипель написал свои теоретические труды Anfangsgründe zur musicalischen Setzkunst и Harmonisches Sylbenmass, которые принесли ему известность по всей Европе, хотя при жизни они были опубликованы лишь частично. В Anfangsgründe особое внимание уделено обучению студентов композиции, чему способствует разговорный стиль автора, многочисленные тематические ссылки и диалог Фукса между учителем и учеником. Метод Рипеля основан в значительной степени на ars combinatoria, рассматривающей количество возможных комбинаций и перестановок среди заданного числа элементов. Он использует минуэт и симфонию как базовые формы; композиция минуэта почти не отличается от создания арии или симфонии. Особое внимание уделяется синтаксису фраз, приведено множество примеров нестандартных и расширенных структур. В Grundregeln подробно описаны схемы тональностей: круговая система тональностей, как в концертах и фугах начала XVIII века, и модуляции тоника–доминанта с переходом к медианту или субмедианту, что позже стало стандартом в классической музыке.

Рипель представляет собой стилистический поворотный момент: его мелодический материал характерен для начала XVIII века, с придворными минуэтами и итальянскими синфониями, а систематическое изложение указывает на структурную ясность и симметрию конца XVIII века. Его работы получили высокую оценку у Хиллера, Гербера, Шубарта, Хорона и Фетиса и оказали значительное влияние на Коха, важнейшего теоретика конца XVIII века. Среди учеников Рипеля были И.К. Фогель, И.К. Шубарт, Ф.Ф. Кавалло, И.К. Каффка, Ф.Х. Покорни, П.К. Штайгленер и Себастьян Прискнер.

Творчество

Основная часть композиторского наследия Рипеля создана в Регенсбурге. Он писал как инструментальную, так и вокальную музыку. Теоретические труды и практическое творчество Рипеля демонстрируют мастерство в контрапункте, структуре фразы и гармонической организации, объединяя старинные церковные традиции с новыми принципами тональной композиции. К сожалению, опера Рипеля Artaserse утрачена.

Произведения

Теоретические труды:

  • Anfangsgründe zur musicalischen Setzkunst (Основы музыкальной композиции)
  • Harmonisches Sylbenmass (Гармоническое слогоизмерение)

Вокальные произведения:

  • 2 missa solemnis (священные мессы)
  • 6 masses (месс)
  • 3 requiem (реквиема)
  • 3 Passions (страсти)
  • Miserere (Мизерере)
  • Vespers (Вечерни)
  • lit (литургии)
  • 2 ants (антифоны)
  • 2 TeD (Te Deum, Те Деум)
  • 5 cants (канты)
  • Super flumina Babylonis (Над реками Вавилона)
  • Другие псалмы
  • 4 песни на Страсти

Инструментальные произведения:

  • 4 sinfonias “pro Prozessione Solemni” (симфонии для торжественного процессия)
  • 14 других sinfonias (симфоний)
  • 3 концерта для скрипки (vn concs.)
  • 2 концерта для скрипки и клавесина (vn, hpd concs.)
  • 5 концертов для скрипки (vn concs.)
  • Концерт для клавесина (Hpd Conc.)
  • Концерт для флейты (Fl Conc.)
  • Пасторальный концерт для кларнета и баса (Concerto pastorale, cl, bn)
  • Концерт для трубы (Tpt Conc.)

Камерные произведения:

  • 3 divertimentos (дивертисмента)
  • Quodlibeticum (Кводлибетикум)
  • Trio (Трио)
  • 3 sonatas, vn, kbd (сонаты для скрипки и клавесина)

Ноты сочинений Йозефа Рипеля на сайте библиотеки IMSLP