Рипель, Йозеф
1709 - 1782
Назад
Riepel, Joseph

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иозеф Рипель был австрийским теоретиком, композитором и скрипачом. С 1727 года он посещал иезуитское гимназическое училище в Штайре, а в 1733 году начал изучать философию в иезуитском колледже в Линце; в это время он начал читать Gradus ad Parnassum Фукса. После года обучения в университете Граца (1735–1736) он служил камердинером у генерала Александра Графа д’Оллон во время Турецких войн 1736–1739 годов, сопровождая его через Боснию, Сербию и Славонию. После этого жил в Дрездене до 1745 года, беря ежедневные уроки у Зеленьки. Не сумев найти постоянного места работы, он некоторое время провёл в Польше, затем в Вене.
В 1749 году Рипель был назначен капельмейстером при дворе князя Тура и Таксис в Регенсбурге. Это была его первая и единственная постоянная должность, которую он занимал более 30 лет, за время которой поднял уровень придворного оркестра до высокого стандарта и приобрёл известность как виртуозный скрипач.
В Регенсбурге Рипель написал свои теоретические труды Anfangsgründe zur musicalischen Setzkunst и Harmonisches Sylbenmass, которые принесли ему известность по всей Европе, хотя при жизни они были опубликованы лишь частично. В Anfangsgründe особое внимание уделено обучению студентов композиции, чему способствует разговорный стиль автора, многочисленные тематические ссылки и диалог Фукса между учителем и учеником. Метод Рипеля основан в значительной степени на ars combinatoria, рассматривающей количество возможных комбинаций и перестановок среди заданного числа элементов. Он использует минуэт и симфонию как базовые формы; композиция минуэта почти не отличается от создания арии или симфонии. Особое внимание уделяется синтаксису фраз, приведено множество примеров нестандартных и расширенных структур. В Grundregeln подробно описаны схемы тональностей: круговая система тональностей, как в концертах и фугах начала XVIII века, и модуляции тоника–доминанта с переходом к медианту или субмедианту, что позже стало стандартом в классической музыке.
Рипель представляет собой стилистический поворотный момент: его мелодический материал характерен для начала XVIII века, с придворными минуэтами и итальянскими синфониями, а систематическое изложение указывает на структурную ясность и симметрию конца XVIII века. Его работы получили высокую оценку у Хиллера, Гербера, Шубарта, Хорона и Фетиса и оказали значительное влияние на Коха, важнейшего теоретика конца XVIII века. Среди учеников Рипеля были И.К. Фогель, И.К. Шубарт, Ф.Ф. Кавалло, И.К. Каффка, Ф.Х. Покорни, П.К. Штайгленер и Себастьян Прискнер.
Основная часть композиторского наследия Рипеля создана в Регенсбурге. Он писал как инструментальную, так и вокальную музыку. Теоретические труды и практическое творчество Рипеля демонстрируют мастерство в контрапункте, структуре фразы и гармонической организации, объединяя старинные церковные традиции с новыми принципами тональной композиции. К сожалению, опера Рипеля Artaserse утрачена.
Теоретические труды:
Вокальные произведения:
Инструментальные произведения:
Камерные произведения:
Ноты сочинений Йозефа Рипеля на сайте библиотеки IMSLP