Ричьери, Джованни Антонио
1679 - 1746

Назад

Джованни Антонио Ричьери (Giovanni Antonio Ricieri) - итальянский композитор и певец

  • Родился 12 мая 1679 г. -Венеция.
  • Умер 15 мая 1746 г. - Болонья.

Его фамилия также звучит (неправильно) как Риццери и Ризьери. Сын Франческо Ричьери и Кьяры Стеллы Беттанини, он был крещен 23 мая 1679 года в Сильвестро, недалеко от моста Риальто. Два месяца спустя семья переехала в Болонью, семь лет спустя - в Имолу, а затем в Фаэнцу, где Джованни начал свое музыкальное образование у графа Фабио Нальди. Примерно в 1688 году, напуганная землетрясением, семья вернулась в Венецию; после недолгого пребывания там они поселились в Виченце. Там Ричьери продолжил изучать музыку, сначала у Джованни Кастельфранко, затем у Пьетро Тедеско ди Бавьера, а также у Маттео Заноли. Позже он изучал контрапункт у Доменико Фрески, маэстро капеллы в Виченце, и Франческо Альгизи. В 1700 году, после смерти своего отца, Ричьери отправился в Феррару, где пел сопрано во время карнавального оперного сезона в театре Бонакосси, а также на нескольких концертах в Академии Святого Духа. В июле того же года он переехал в Болонью по рекомендации Дж.Б. Бассани своему болонскому коллеге Дж.А. Перти, маэстро капеллы в Сан-Петронио. Ричьери была принята в эту музыкальную капеллу 1 марта 1701 года в качестве сопрано. В том же году он стал членом Филармонической академии в качестве певца; 17 мая 1704 года ему было присвоено звание композитора. Однако из-за его склонности к откровенной критике своих современников и вспышкам гнева (рассказывают, что в ярости из-за ошибки певца на церковной службе, которой он руководил, он сорвал с себя парик и швырнул его в прихожан) он был изгнан из Филармонической академии 2 июля 1716 года. В 1722 году он отправился в Польшу на службу к фельдмаршалу графу Станиславу Ржевускому. Согласно его собственному эксцентричному рассказу ("Историческое повествование о доме Ричи"), он организовал небольшой театр в Любомле, зимней резиденции Ржевуского, и написал две оперы под названием "Инганно пунито" и "Эменео претесо". Через четыре года он вернулся в Болонью, и в 1728 году его бывший покровитель попросил его сочинить оперу. Это он, очевидно, и сделал (либретто "Армидоро" существует в рукописи), но к тому времени, когда оно прибыло в Польшу, граф Ржевуский уже умер, и оно, вероятно, так и не было поставлено. Четыре года спустя Ричьери решил вступить во францисканский орден. Однако, пробыв послушником всего три месяца, он вернулся к своей более мирской жизни музыканта. В 1733 году он уехал из Болоньи в Венецию и Падую и, познакомившись там с Ф.А. Валлотти, обсудил с ним гармонические теории Валлотти. К 1738 году он вернулся в Болонью, где в 1740 году вступил в спор со своим учеником Дж. Б. Мартини: он обвинил Мартини в том, что тот не смог ответить на заданную ему тему фуги; Мартини, защищаясь, прислал ему 12 ответов на ту же тему. Мартини отзывался о Ричьери так: "Хотя он был посредственным певцом-сопрано, он стал искусным композитором". Его произведения демонстрируют мастерство контрапункта, а также стиль концертато. Мартини высоко оценил его способность сочетать старые церковные традиции с новыми тональными идеями своего времени. Среди его учеников, помимо Мартини, были Анджело Кароли, Антонио Бернакки и Г.М. Нелви.