Ричьери, Джованни Антонио
1679 - 1746

Назад

Ricieri, Giovanni Antonio

  • Дата рождения: 12 мая 1679
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 15 мая 1746
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Итальянский композитор и певец. Его имя также встречается (с ошибками) как Риццери и Ризьери. Сын Франческо Ричьери и Кьяры Стеллы Беттанини, был крещён 23 мая 1679 года в церкви Сан-Сильвестро возле моста Риальто. Через два месяца семья переехала в Болонью, через семь лет — в Имолу, затем в Фаэнцу, где Джованни начал музыкальные занятия у графа Фабио Нальди.

Около 1688 года, испугавшись землетрясения, семья вернулась в Венецию, после краткого пребывания там обосновалась в Виченце. Здесь Ричьери продолжил обучение музыке у Джованни Кастельфранко, затем у Пьетро «тедеско ди Бавьера» и Маттео Заноли. Позже изучал контрапункт у Доменико Фрески, капельмейстера Виченцы, и Франческо Альгизи.

В 1700 году, после смерти отца, Ричьери отправился в Феррару, где пел сопрано во время карнавальной оперной сцены в Театро Бонакосси и на концертах в Академии Святого Духа. В июле того же года он переехал в Болонью по рекомендации Г.Б. Бассани к своему коллеге Г.А. Перти, капельмейстеру Сан-Петронио. 1 марта 1701 года он был принят в капеллу как сопрано.

В том же году он стал членом Филармонической академии как певец; 17 мая 1704 года ему присвоили звание композитора. Однако из-за склонности к прямой критике современников и вспышкам гнева (по воспоминаниям, однажды, разозлившись на певца за ошибку во время церковной службы, он сорвал с него парик и бросил в прихожан), 2 июля 1716 года он был изгнан из Академии.

В 1722 году он отправился в Польшу на службу к фельдмаршалу графу Станиславу Жевуски. По собственным словам, он организовал небольшой театр в Любомле, зимней резиденции Жевуски, и сочинил две оперы: L’inganno punito и L’imeneo preteso. Через четыре года вернулся в Болонью, где в 1728 году его бывший покровитель попросил его сочинить оперу (L’Armidoro), которая, вероятно, так и не была поставлена в Польше.

В 1732 году Ричьери решил вступить во Францисканский орден, но уже через три месяца покинул новициат и вернулся к мирской жизни музыканта. В 1733 году он переехал в Венецию и Падую, где познакомился с Ф.А. Валлотти и обсуждал с ним гармонические теории. К 1738 году он вернулся в Болонью, где в 1740 году вступил в спор со своим учеником Г.Б. Мартини по поводу фуги; Мартини отправил ему 12 ответов на данную тему. Мартини оценивал Ричьери так: «хотя он был посредственным певцом-сопрано, он стал искусным композитором».

Его произведения демонстрируют мастерство контрапункта и концертирующего стиля. Мартини отмечал его умение сочетать старые церковные модусы с новыми тональными идеями своего времени. Среди учеников, кроме Мартини, были Анджело Кароли, Антонио Берначчи и Г.М. Нельви.

Творчество

Ричьери писал оперы, оратории и разнообразную церковную музыку. Он владел контрапунктом, умело сочетал старинные и современные музыкальные стили, проявлял тонкое чувство гармонии и выразительности.

Произведения

Оперы

  • L’inganno punito (Наказанное обманство), около 1722, утрачена
  • L’imeneo preteso (Претендующий брак), около 1722, утрачена
  • L’Armidoro (Армидоро), 1728, только либретто

Оратории

  • Il difensor della fede (Защитник веры), Болонья, 19 марта 1713, утрачена
  • La nascità di Gesù Bambino (Рождение Младенца Иисуса), Болонья, Рождество 1713, утрачена
  • La tentazione d’incredulità (Искушение неверия), Болонья, 11 марта 1714, утрачена
  • Il core umano (Человеческое сердце), Болонья, Великий пост 1716, утрачена
  • Il sacrificio d’Isacco (Жертвоприношение Исаака), Кастель-Сан-Пьетро, Пятидесятница 1738, утрачена

Другие произведения

  • 1 канцона в La ricreazione spirituale (Духовное развлечение), Болонья, 1730
  • 1 псалом Domine, включённый в сборник Г.Б. Мартини, 1774
  • Концертированные мессы, мотеты, псалмы, антифоны, литании, мадригалы, каноны