Рихтер, Франц Ксавер
1709 - 1789
Назад

Франц Ксавер Рихтер (Franz Xaver Richter) - немецкий композитор моравского происхождения
- Родился 1 декабря 1709 г. - Холлешау (ныне Голешов).
- Умер 12 сентября 1789 г. - Страсбург.
Холлешау в Моравии традиционно считается его родным городом, но в церковных записях Холлешау нет записи, подтверждающей это. Однако архивы показывают, что его отец Матиас служил в этом городе солдатом. Таким образом, Рихтер мог, по крайней мере, провести там свое детство, и его имя действительно фигурирует с пометкой "Holleschoviensis" ("из Холлешау") в реестрах иезуитской семинарии в Унгарише-Градише (ныне Угерске-Градиште), где он был учеником (1722-1777). Таким образом, в свидетельстве о смерти Рихтера пометка "ex Kratz" ("из Градиште") может быть результатом путаницы между городами, где он родился, и местом его учебы, как и в описании Марпурга "aus Ungarn" ("из Венгрии’). Между 1727 и 1736 годами Рихтер, вероятно, провел некоторое время в Вене: на это указывает его интенсивное изучение "Градуса Парнаса" Фукса (1725) и его многочисленные аранжировки церковной музыки Калдары, хотя сам Рихтер утверждает, что это был всего лишь период в Италии. В 1736 году Рихтер был принят на должность баса в Штутгартскую хофкапелле; в 1737 году, после недолгого пребывания в Шлице близ Фульды, он перешел в бенедиктинскую риттерскую академию в Эттале в качестве музыкального руководителя. В 1740 году он поступил на службу к князю-аббату Ансельму фон Райхлин-Мельдеггу в Кемптене в качестве заместителя капельмейстера, позже став капельмейстером; там же в 1743 году он женился на Марии Анне Йозефе Моз. В 1741-1742 годах он сочинил свое раннее "Те Деум", одно из самых выдающихся произведений в стиле барокко, а в 1744 году в Париже были опубликованы 12 его струнных симфоний. В 1746 году Рихтер присоединился к хофкапелле курфюрста пфальца Карла Теодора в Мангейме в качестве баса. Он выступал там в оперных постановках в 1748 году ("Милосердие Тита" К.П. Груа) и 1749 году ("Олимпиада" Галуппи), но после этого, по-видимому, пел в основном церковную музыку. Марпург упоминает Рихтера как второго вокалиста в придворном оркестре, но других упоминаний о нем как об инструменталисте нет. В 1750-х годах Рихтер путешествовал по Франции, Англии и Нидерландам, а в 1760 году провел некоторое время в Бонне, где подал заявление на должность гофкапельмейстера; в Мангейме ему было отказано в продвижении по службе. В период с 1760 по 1767 год он написал свой трактат "Гармонический мир". Этот курс, посвященный курфюрсту Карлу Теодору, на самом деле является курсом контрапункта по образцам Фукса и Майнрада Шписса, но он относится к современным жанрам, таким как сольный концерт и симфония. Как композитор Рихтер был наиболее известен в Мангейме в области инструментальной музыки. Среди его камерных произведений выделяются струнные квартеты соч.5, опубликованные в 1768 году, но, возможно, появившиеся еще в 1757 году; Киркендейл отмечает, что до Гайдна в них не было равных по мотивам. Хотя сочинение церковной музыки не входило в обязанности Рихтера как музыканта и композитора палаты выборщиков, некоторые религиозные произведения относятся к его мангеймским годам; его псалом "Super flumina Babylonis", написанный в 1767-1768 годах для концерта "Spirituel" в Париже, получил отличную оценку в Mercure de France. 24 апреля 1769 года Рихтер стал мэтром часовни Страсбургского кафедрального собора. Как композитор, он теперь посвятил себя церковной музыке, хотя в его обязанности входило также наблюдение за светской музыкой при дворе принца-епископа и руководство муниципальным оркестром Страсбурга. Игнас Плейель был назначен его помощником в 1783 году и сменил его после его смерти в 1789 году. Некоторые авторы настаивают на том, что Рихтер был активным преподавателем, но единственным учеником, которого он определенно учил в Мангейме, был Ф.Х. Покорны, приехавший из Эттингена-Валлерстайна; Фердинанд Френцль, хотя и обучался в Мангейме, был одним из учеников Рихтера в Страсбурге. Композиционный стиль Рихтера изменился с позднего барокко на тональный язык, который достиг рубежа классического стиля. Однако прогрессивные неаполитанские элементы присутствовали во всем его творчестве наряду с более консервативными венскими чертами. В Мангейме на него оказали сильное влияние новые доклассические стилистические веяния, и он адаптировал мангеймский симфонический стиль со своей собственной дифференцированной динамикой и инструментовкой; в этом отношении он был не менее новаторским, чем его коллеги Иоганн Стамиц и Хольцбауэр. Его работам этого периода, тем не менее, присущи такие консервативные черты, как фугальные техники, барочные последовательности и частое использование минорной тональности. Однако характеристика Римана Рихтера как "представителя мангеймской школы", по сути, все еще остается в силе. Страсбургские работы Рихтера свидетельствуют о возрождении интереса к старым техникам, особенно к церковной музыке Калдары. Здесь ему удалось, по крайней мере в некоторой степени, объединить традиционные и современные стилистические особенности в новом виде синтеза.
Ноты сочинений Франца Ксавера Рихтера на сайте библиотеки IMSLP