Рихтер, Фердинанд Тобиас
1651 - 1711
Назад

Фердинанд Тобиас Рихтер (Ferdinand Tobias Richter) - австрийский композитор и органист немецкого происхождения
- Родился 22 июля 1651 г. - Вюрцбург.
- Умер 3 ноября 1711 г. - Вена.
Представляется разумным предположить, что он получил музыкальное образование у своего отца, Тобиаса (умер в 1682 году), который до 1651 года был вице–капельмейстером при дворе курфюрста Майнца, а затем капельмейстером там же, а также у своего крестного отца, П.Ф. Бюхнера. 25 августа 1675 года он был назначен органистом цистерцианского монастыря Хайлигенкройц, Нижняя Австрия, а с июня 1676 года он также был старостой хора мальчиков; он оставался там до 31 августа 1679 года. Неизвестно, почему он уехал и где провел следующие четыре года, но 1 июля 1683 года он был назначен придворным и камерным органистом при дворе императора Леопольда I в Вене (соответствующий указ датирован 1 января 1684 года). В 1690 году он был назначен первым органистом придворной капеллы и занимал эту должность до самой своей смерти. Во время его пребывания в должности ему было поручено музыкальное образование, в частности, нескольких детей Леопольда I, включая будущих императоров Иосифа I и Карла VI. Ряд южногерманских органистов посещали Вену, чтобы учиться у него, и Пахельбель тоже признавал его значимость, когда посвятил свой "Hexachordum Apollinis" (Нюрнберг, 1699) совместно ему, как представителю южногерманской школы органистов, и Букстехуде, представлявшему север. Известность Рихтера при его жизни и сразу после смерти основывалась на его достижениях и репутации органиста и композитора клавишной музыки. Большая часть этой музыки состоит из сюит, которые начинаются с прелюдии и фуги и продолжаются последовательностью танцевальных движений. Несмотря на явное влияние Фробергера и Поглиетти, в этих произведениях также прослеживаются стилистические изменения, которым вскоре суждено было воплотиться в музыке таких композиторов, как Фукс. Они демонстрируют склонность к драматизму, что неудивительно для композитора, написавшего немало сценической музыки. Вместе с Дж.Б. Штаудтом Рихтер был одним из ведущих композиторов музыки к пьесам латинской школы, поставленным Обществом Иисуса. Эти организации были одними из самых важных и эффективных органов контрреформации в Австрии и пользовались огромной популярностью и престижем в 17 веке. Они отходят от иезуитской традиции в том смысле, что использование музыки больше не ограничивается прологом, эпилогом и заключением отдельных актов, а часто пронизывает тексты остальной части драмы, включая арии, ансамбли, хоры, балеты, инструментальные интерлюдии и танцы. По стилю музыка соответствует оперной практике конца 17-го века, но Рихтер демонстрирует замечательное чувство музыкальной драмы, которое возвышает его творчество над многими массовыми произведениями его венских современников. Старший сын Рихтера, Антон Карл (родился в Вене в 1690 году; умер в Вене 11 ноября 1763 года), был принят в венскую придворную капеллу в качестве ученика своего отца в 1699 году. Однако он не добился ожидаемого от него успеха, и когда в 1718 году он был назначен шестым и последним органистом при дворе, это произошло главным образом благодаря долгой и достойной службе его отца. С реорганизацией придворной музыки в 1741 году он был назначен на должность второго органиста, с которой уволился в 1751 году. Как композитор он известен благодаря сюите и двум характерным пьесам (на английском языке), все для клавишных и все низкого качества.
Ноты сочинений Фердинанда Тобиаса Рихтера на сайте библиотеки IMSLP