Рихтер, Франц Ксавер
1709 - 1789
Назад
Richter, Franz Xaver

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франц Ксавер Рихтер был немецким композитором моравского происхождения. Холлешау традиционно считается его родным городом, однако записи церкви города не подтверждают это. Архивные документы показывают, что его отец Маттиас служил там солдатом. Таким образом, Рихтер мог провести детство в Холлешау. В иезуитском семинарии в Унгариш-Градиште (ныне Угерске-Градиште) он учился с 1722 по 1727 годы, где в регистрах упоминается как «Holleschoviensis» («из Холлешау»). В свидетельстве о смерти встречается отметка «ex Kratz» («из Градиште»), вероятно, вследствие путаницы между местом рождения и местом учёбы.
С 1727 по 1736 год Рихтер, вероятно, жил в Вене, о чём свидетельствует его интенсивное изучение Gradus ad Parnassum Фукса и многочисленные аранжировки церковной музыки Кальдары. В 1736 году он был принят басом в придворную капеллу Штутгарта, а в 1737 году после короткого пребывания в Шлице переехал в Бенедиктинскую академию в Эттале как директор музыки. В 1740 году Рихтер поступил на службу к принцу-аббату Ансельму фон Райхлин-Мельдеггу в Кемптене, став вице-капельмейстером, позже – капельмейстером, и женился на Марии Анне Джозефе Моз в 1743 году.
В 1741–1742 годах он создал свой ранний Te Deum, одно из выдающихся барочных произведений, а 12 его струнных симфоний были изданы в Париже в 1744 году. В 1746 году Рихтер присоединился к придворной капелле курфюрста Пфальца Карла Теодора в Мангейме в качестве баса. В 1748 и 1749 годах он участвовал в оперных постановках, но позже сосредоточился преимущественно на церковной музыке.
В 1760 году он побывал во Франции, Англии и Нидерландах, а также пытался занять пост придворного капельмейстера в Бонне, но продвижение в Мангейме ему было отказано. С 24 апреля 1769 года он стал maître de chapelle Страсбургского собора, где занимался также надзором за светской музыкой при княжеском дворе и руководством муниципального оркестра. Его помощником стал Игнац Плейель, который сменил Рихтера после его смерти в 1789 году.
Рихтер был выдающимся педагогом; среди его учеников был Ф. X. Покорни, посетивший Мангейм из придворного двора Эттингена-Валлерштайна. Стиль Рихтера эволюционировал от позднего барокко к тональной системе, предвестнику классического стиля. Прогрессивные неаполитанские элементы сочетались с более консервативными венскими чертами. В Мангейме он адаптировал мангеймский симфонический стиль, добавляя индивидуальную динамику и инструментовку. Его творчество показывало высокий уровень музыкальной драмы, сочетая традиционные и современные элементы в синтезе.
Рихтер писал инструментальную, камерную, вокальную и сакральную музыку, а также теоретические работы. Его стиль сочетает элементы барокко с предклассическими и неаполитанскими влияниями. Он проявлял новаторство в симфоническом и камерном жанрах, одновременно сохраняя консервативные элементы, такие как фуга, барочные последовательности и использование минорной тональности.
Оркестровые
Камерная музыка
Вокальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Франца Ксавера Рихтера на сайте библиотеки IMSLP