Рихтер, Фердинанд Тобиас
1651 - 1711

Назад

Richter, Ferdinand Tobias

  • Дата рождения: 22 июля 1651
  • Место рождения: Вюрцбург, Германия
  • Дата смерти: 3 ноября 1711
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Фердинанд Тобиас Рихтер был австрийским композитором и органистом немецкого происхождения. Предположительно, он получил музыкальное образование от своего отца Тобиаса Рихтера (ум. 1682), вице-капельмейстера при дворе курфюрста Майнца, а позже капельмейстера, а также от своего крестного отца П. Ф. Бухнера.

25 августа 1675 года он был назначен органистом цистерцианского монастыря Хайлигенкройц в Нижней Австрии, а с июня 1676 года также стал префектом хора мальчиков; он оставался на этих должностях до 31 августа 1679 года. 1 июля 1683 года он был назначен придворным и камерным органистом при дворе императора Леопольда I в Вене (ретроспективный указ датирован 1 января 1684 года). В 1690 году Рихтер был повышен до первого органиста при придворной капелле, должность, которую он занимал до своей смерти.

Во время службы он занимался музыкальным образованием детей Леопольда I, включая будущих императоров Иосифа I и Карла VI. Многие южнонемецкие органисты приезжали в Вену учиться у него, а Пахельбель признал его значимость, посвятив ему вместе с Букстехуде свой Hexachordum Apollinis (Нюрнберг, 1699), представляя южногерманскую школу органистов, в то время как Букстехуде представлял север.

Слава Рихтера при жизни и сразу после смерти основывалась на его мастерстве как органиста и композитора клавишной музыки. Большинство его произведений составляют сюиты, начинающиеся прелюдией и фугой, за которыми следуют танцевальные движения. Влияние Фробергера и Поглиетти заметно, но его работы также предвосхищают стильовые изменения, которые вскоре проявятся у таких композиторов, как Фукс.

Рихтер активно сочинял музыку для латинских школьных спектаклей Общества Иисуса, совместно с И. Б. Штаудтом, что делало его одним из ведущих композиторов австрийской Контрреформации. Его музыка выходила за рамки традиций иезуитских постановок, включая арии, ансамбли, хоры, балеты и инструментальные интерлюдии, создавая драматическое музыкальное сопровождение всего действия.

Старший сын Рихтера, Антон Карл (b Вена, 1690; d Вена, 11 ноября 1763), с 1699 года был учеником отца в придворной капелле, позже стал шестым органистом при дворе, а после реорганизации придворной музыки в 1741 году — вторым органистом, с которого ушёл в отставку в 1751 году. Его творчество ограничивается одной сюитой и двумя характерными пьесами для клавишных инструментов низкого качества.

Творчество

Рихтер создавал музыку для школьных спектаклей и театра, оперы, оратории, сакральную музыку и клавишные произведения. Его стиль сочетает элементы позднебарочной клавишной школы с драматическим подходом к сценической музыке.

Произведения

Музыка для иезуитских школьных спектаклей

  • Passio Christi, armatura fortium (Страсти Христовы, вооружённая мощь), Линц, 1 апреля 1684; утрачен
  • Altera Bethlehem, sive domus panis (Вторая Вифлеемская история, или Дом хлеба), Линц, 9 июня 1684
  • Invicta christiani herois fortitudo (Непобедимая доблесть христианского героя), Вена, 3 декабря 1688
  • Humilitas arcanum gloriae in Clodoveo (Смирение как тайна славы Кловиса), Вена, 25 февраля 1691
  • Themistocles, Atheniensium dux (Фемистокл, вождь афинян), Вена, 1 января 1696
  • Otto magnus Romanorum imperator (Отто Великий, император римлян), Вена, 1696; утрачен
  • Hymenaei de marte triumphus (Триумф Марса, гименей), Вена, 26 февраля 1699
  • Amor in Aenea pro Livinia (Любовь в Энее ради Ливинии), Вена, 3 декабря 1706
  • Laureatus fidei et amoris (Увенчанный верой и любовью), Вена, 3 декабря 1708; утрачен
  • Sacer hymenaeus de profano amore victor (Священный гименей, победивший профанную любовь), Вена, 31 июля 1710
  • Mala livoris perfidiosi (Зло коварной зависти), Кремс, 1710; утрачен

Оперы

  • L’istro ossequioso (Послушная служба, серенада), Вена, 21 мая 1694
  • Le promesse degli dei (Обещания богов, серенада), Вена, 9 июня 1697

Оратории

  • Santo Ermenegildo (Святой Эрменегильд), Вена, 1694
  • La caduta di Gerico (Падение Иерихона), Вена, 1695; утрачен
  • L’incoronazione di Salomone (Коронация Соломона), Вена, 1696; утрачен
  • S Teresa (Святая Тереза), Вена, 1706; только финальный хор

Другая сакральная музыка

  • Реквием, 4 голоса с инструментами
  • Вечерни Богородицы, 5 голосов с инструментами
  • Tenebrae, 5 голосов с инструментами
  • Magnificat, 5 голосов с инструментами; утрачен
  • Miserere, 4 голоса с инструментами

Инструментальная музыка

  • Соната a 7; Баллетти a 4, 5, 1685
  • Сонаты a 4, 6–8, 1685
  • Баллетти
  • 5 сюит для клавишных; 3 изданы
  • Токката, ре минор, с 10 вариантами
  • Каприччио, токката, ре минор
  • Ричеркаро для клавишных
  • Вариации для клавишных

Ноты сочинений Фердинанда Тобиаса Рихтера на сайте библиотеки IMSLP