Риччио, Бенедетто
1678 - 1710
Назад
Riccio, Benedetto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бенедетто Риччио — итальянский композитор конца XVII – начала XVIII века, один из первых авторов неаполитанской оперы-буффа. В списке Прота-Джурлео он упомянут среди dilettanti (любителей-энтузиастов), вместе с такими фигурами, как Леонардо Фаджиоли, Орефиче и Мауро, которые стояли у истоков этого жанра.
Свою карьеру Риччио начал с сочинений духовного характера и оперы-сериа. Уже в 1703 году он представил "L’umanità consolata" ("Утешенное человечество") на либретто О. Пинто, поставленное в монастыре Сантиссими Апостоли в Неаполе. В 1704 году последовал духовный мелодрамма "L’Iride in cielo" ("Ирида на небесах"). В 1708 году на сцене театра Фьорентини в Неаполе была представлена его серьёзная опера "L’Ateone" ("Актеон") на либретто Д. Ренды.
Однако подлинную известность композитору принесла его опера-буффа "L’alloggiamentare" ("Постоялый двор"), поставленная в феврале 1710 года в театре Фьорентини на либретто Н. Джанни.
Опера "L’alloggiamentare" считается одним из первых образцов неаполитанской диалектной оперы-буффа. В ней насчитывается 57 коротких музыкальных номеров, среди которых много ансамблей, простые и, возможно, строфические арии, но нет привычных "арий на выход". Музыка развивается стремительно и гибко, соединяя речитатив и песенные эпизоды.
При этом сочинение Риччио отличается новаторскими чертами. Так, арии часто имеют более длинные и сложные стихотворные формы, чем у предшественников; в действие введены сцены с музыкой на сцене, например, в III акте встречается serenata (серенада), которую Вивиани считал, возможно, заимствованной из народного репертуара, а также танец. Во II акте, сцена iii, построена последовательность номеров, где музыкальные структуры постепенно усложняются, что показывает стремление композитора подчинить драматический материал музыкальной логике.
Помимо опер, Риччио писал духовные драмы (melodrammi sacri), оперу-сериа, а также камерные вокальные произведения. До нашего времени дошли две кантаты, одна из которых ("Clori, vorrei narrarti quel che sò" — "Клори, я хотел бы рассказать тебе то, что знаю") хранится в Неаполе. Она написана для сопрано и basso continuo и представляет собой образец пасторального стиля с элегантной контрапунктической партией баса.