Риккати, Джордано
1709 - 1790

Назад

Riccati, Giordano

  • Дата рождения: 25 февраля 1709 года
  • Место рождения: Кастельфранко-Венето, близ Тревизо, Италия
  • Дата смерти: 20 июля 1790 года
  • Место смерти: Тревизо, Италия

Биография

Джордано Риккати — итальянский музыкальный теоретик и акустик XVIII века. Он учился у своего отца, математика Якопо Джордано, а также в Падуанском университете. В 1733 году удалился в семейные владения в Кастельфранко-Венето и Тревизо, где работал независимо от академического мира.

Будучи любителем музыки (пел, играл на клавесине и скрипке), он также занимался педагогикой: среди его учеников были Дж. Б. Бортолани (il Melani) и Игнацио Спергер.

Творчество

Риккати предвосхитил Ж.-Ф. Рамо в формулировании теории происхождения тональной гаммы из трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях. В документе, отправленном Ф. А. Валлотти (датирован ответом Валлотти 13 января 1735 года), Риккати утверждает, что именно он сделал это открытие. В нём он анализирует нумерацию аккордов, которыми Валлотти сопровождал диатоническую гамму, показывая, что это просто консонантные трезвучия I, IV и V ступеней.

Риккати также попытался рационально обосновать гармоническую идентичность аккорда и его обращений. В отличие от строгой методологии Рамо, основанной на идеях Просвещения, подход Риккати был в большей степени эмпирическим и опирался на практику великих мастеров.

В 1760 году он вёл переписку с Дж. Тартини, критикуя его систему, основанную на круге. Он также оставил трактат о темперации музыкальной октавы (четыре главы в рукописи Le leggi del contrappunto), где рассчитал «лучший» равномерный темперамент, сохраняющий соотношения консонансов с минимальными искажениями. Риккати анализировал влияние неравномерных темпераций XVIII века на восприятие отдельных тональностей.

В области акустики его вклад особенно значителен. Он предвосхитил математическое решение Леонарда Эйлера задачи о поперечных колебаниях свободно вибрирующих стержней (например, ксилофона). Риккати первым занялся научным исследованием масштабирования диаметров струн для скрипки, клавесина и органных труб. Он предложил геометрическую пропорцию для масштабирования органных труб, независимо открытую И. Г. Тёпфером в 1833 году и ставшую стандартом для большинства органостроителей XIX–XX веков.

Кроме того, он одним из первых показал необходимость учитывать «поправку на конец» при вычислении акустической длины органных труб (1767).

Произведения

Основные сочинения (трактаты и статьи):

  • Le leggi del contrappunto (Законы контрапункта, Кастельфранко-Венето, 1762)
  • Delle corde, ovvero fibre elastiche (О струнах, или об упругих волокнах, Болонья, 1767)
  • «Esame del sistema musico di M. Rameau» (Исследование музыкальной системы мсье Рамо), Continuazione del nuovo giornale de' letterati d'Italia, XXI (1780), с. 47–97
  • «Esame del sistema musico del Sig. Giuseppe Tartini» (Исследование музыкальной системы синьора Джузеппе Тартини), там же, XXII (1781), с. 169–227
  • «Riflessioni … sopra il libro primo “della scienza teorica, e pratica della moderna musica” del P. Francescantonio Vallotti …» (Размышления о первой книге “Теоретической и практической науки о современной музыке” падре Франческантонио Валлотти), там же, XXIII (1781), с. 45–115