Риккати, Джордано
1709 - 1790
Назад
Riccati, Giordano

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джордано Риккати — итальянский музыкальный теоретик и акустик XVIII века. Он учился у своего отца, математика Якопо Джордано, а также в Падуанском университете. В 1733 году удалился в семейные владения в Кастельфранко-Венето и Тревизо, где работал независимо от академического мира.
Будучи любителем музыки (пел, играл на клавесине и скрипке), он также занимался педагогикой: среди его учеников были Дж. Б. Бортолани (il Melani) и Игнацио Спергер.
Риккати предвосхитил Ж.-Ф. Рамо в формулировании теории происхождения тональной гаммы из трезвучий, построенных на I, IV и V ступенях. В документе, отправленном Ф. А. Валлотти (датирован ответом Валлотти 13 января 1735 года), Риккати утверждает, что именно он сделал это открытие. В нём он анализирует нумерацию аккордов, которыми Валлотти сопровождал диатоническую гамму, показывая, что это просто консонантные трезвучия I, IV и V ступеней.
Риккати также попытался рационально обосновать гармоническую идентичность аккорда и его обращений. В отличие от строгой методологии Рамо, основанной на идеях Просвещения, подход Риккати был в большей степени эмпирическим и опирался на практику великих мастеров.
В 1760 году он вёл переписку с Дж. Тартини, критикуя его систему, основанную на круге. Он также оставил трактат о темперации музыкальной октавы (четыре главы в рукописи Le leggi del contrappunto), где рассчитал «лучший» равномерный темперамент, сохраняющий соотношения консонансов с минимальными искажениями. Риккати анализировал влияние неравномерных темпераций XVIII века на восприятие отдельных тональностей.
В области акустики его вклад особенно значителен. Он предвосхитил математическое решение Леонарда Эйлера задачи о поперечных колебаниях свободно вибрирующих стержней (например, ксилофона). Риккати первым занялся научным исследованием масштабирования диаметров струн для скрипки, клавесина и органных труб. Он предложил геометрическую пропорцию для масштабирования органных труб, независимо открытую И. Г. Тёпфером в 1833 году и ставшую стандартом для большинства органостроителей XIX–XX веков.
Кроме того, он одним из первых показал необходимость учитывать «поправку на конец» при вычислении акустической длины органных труб (1767).
Основные сочинения (трактаты и статьи):