Рейс, Якуб
1550 - 1605
Назад

Якуб Рейс (Jakub Reys) - польский лютнист и композитор
- Родился в 1550 году - Польша.
- Умер в 1605 году - Париж.
Активно работал во Франции. Из архивных документов и печатных источников теперь установлено, что Якуб Рейс и Жак ле Полонуа были одним и тем же человеком. В 1574 году он отправился во Францию в составе свиты Генриха III и оставался там лютнистом и камердинером королевской палаты до самой своей смерти. В 1585 году он женился на дочери купца из Блуа. Во многих современных источниках его восхваляют как одного из выдающихся лютнистов того периода; часто упоминается его изобретение нового стиля игры, хотя точно, что это был за стиль, неизвестно. Мастерство Рейса как исполнителя отражается во многих технических трудностях его сохранившихся произведений. Некоторые длинные отрывки и даже целые композиции демонстрируют зарождающуюся мажорно–минорную тональную систему. Даже в полифонических композициях, в значительной степени имитирующих музыку, ведущая мелодическая линия четко определяется гармонией и цветом. Во многих прелюдиях и фантазиях форма определяется разделением произведения по численно-пропорциональным линиям; получающиеся в результате крупномасштабные разделы отличаются друг от друга использованием характерных интонаций или заметных имитационных приемов, а также изменениями в текстуре, тональности и т.д. Композитор использовал различные приемы в разделах, начиная от строгой имитации и заканчивая чисто аккордовыми структурами. Наиболее интересными являются техники, находящиеся между этими двумя полюсами, использующие элементы как гомофонического, так и полифонического письма, а также его использование довольно коротких конструкций, явно предвещающих стиль brisé и préludes non mesurés. Его танцевальная музыка, как правило, тесно связана с хореографией самих танцев, например, он использует гемиолы в таких формах, как сарабанда и куранта, и отражает танцевальную фигуру вольте путем накопления мелодических скачков. Большинство танцев демонстрируют тональную структуру, которая должна была стать принципом построения в течение следующих двух столетий: в мажорных тональностях модуляция переходит в доминанту, а в минорных тональностях модуляция переходит в относительный мажор. Согласно Преториусу, два типа курант были обозначены именами их композиторов: "Курант де Перришон" и "Курант де Дюре"; последний, возможно, получил свое название от вариантной формы имени Рейса - Дю Рет. Его гальярды вызывали особое восхищение современников; его сарабанда, состоящая из темы и семи вариаций, особенно интересна, поскольку, возможно, является самым ранним известным образцом этого танца.
Ноты сочинений Якуба Рейса на сайте библиотеки IMSLP