Рейс, Якуб
1550 - 1605
Назад
Reys, Jakub

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Якуб Рейс был польским лютнистом и композитором, активно работавшим во Франции. Архивные документы и печатные источники подтверждают, что Якуб Рейс и Жак Полонез (Jacques le Polonois) — это одно и то же лицо.
В 1574 году он прибыл во Францию в свите Генриха III и с тех пор оставался там на службе в качестве лютниста и valet de chambre ordinaire du roi (камердинера-королевского музыканта) до самой смерти. В 1585 году он женился на дочери купца из Блуа.
Современники высоко ценили Рейса как одного из лучших лютнистов эпохи. Часто упоминалось его изобретение «нового стиля игры», однако точная его характеристика не сохранилась.
Мастерство Рейса-исполнителя ярко отражено в его сочинениях, где встречаются значительные технические трудности. В некоторых произведениях целые разделы построены в рамках зарождающейся мажорно-минорной тональной системы. Даже в имитационно-полифонических сочинениях мелодическая линия подчинена гармоническому мышлению и поиску красочности звучания.
В прелюдиях и фантазиях он нередко делил композицию на крупные разделы по числово-пропорциональному принципу. Эти части отделяются друг от друга особыми кадансами, приёмами имитации, изменениями фактуры и тональности. Композитор сочетал разные техники — от строгой имитации до аккордового письма. Наибольший интерес представляют переходные формы между полифонией и гомофонией, а также использование коротких, «обрывочных» построений, предвосхищающих стиль style brisé и préludes non mesurés.
Его танцевальные пьесы связаны с хореографией: например, в сарабанде и куранте он использовал гемиолы, а в вольте подчеркнул танцевальную фигуру сериями скачков. В большинстве танцев проявляется принцип гармонической структуры, ставший нормой на два последующих века: в мажоре — модуляция в доминанту, в миноре — в одноимённый мажор.
Михаэль Преториус упоминал, что существовало два типа курант, названных по именам их авторов: Courante de Perrichon и duret. Последний, вероятно, восходит к варианту фамилии Рейса — Du Ret. Его гавоты особенно восхищали современников, а сарабанда с темой и семью вариациями считается, возможно, самым ранним известным образцом этого танца.
Все сочинения — для лютни.
Основные (в ред. P. Poźniak: Jakub Polak [Jacob Polonois]: Collected Works, Краков, 1993):
Источники: рукописи 160315, 161023, 161218, 161524, 161726 (D-BAUk, Ngm, W, GB-Cfm); анонимные версии и варианты — в рукописях и в издании Э. Мертеля Hortus musicalis (Страсбург, 1615).
Сомнительные произведения:
Ноты сочинений Якуба Рейса на сайте библиотеки IMSLP