Рейманн, Матиас
1565 - 1625

Назад

Матиас Рейманн (Matthias Reymann) - немецкий лютнист и композитор

  • Родился около 1565 года - Торн (ныне Торунь, Польша).
  • Умер после 1625 года.

Он издал сборник нот во французской табулатуре для лютни соло на восемь ладов "Noctes musicae" (Гейдельберг, 1598) и вторую книгу "Cythara sacra" (Кельн, 1613). По крайней мере, три его гальярды и два хорея содержатся в “Длугорайской лютневой книге”. "Музыкальные ночи" посвящены четырем братьям Чейки из Чехии, на попечении которых Рейманн провел часть своей юности. В 1582 году он был в Лейпциге и, очевидно, изучал право в тамошнем университете. Он упоминается как лютнист и занимавший незначительные юридические должности. Возможно, в 1612 году он отправился в Кёльн для публикации своей второй книги. Его иногда путают с Матиасом Рейманном (1544-1597), юристом и советником Рудольфа II. "Музыкальные ночи" не содержат вокальных интабуляций, в отличие от многих современных лютневых сборников, но включают в себя среди 74 пьес 23 прелюдии, 16 фантазий, 12 сюит пассамеццо, 5 паван, 10 гальярд и 8 хореев (оглавление ошибочно). Музыка отличается богатством и постоянством образных форм, а также идиоматической трактовкой лютни. На нее оказали большое влияние итальянские формы и инструментальные техники. Бросается в глаза тенденция к современной тональности и гармоническому стилю, отличающемуся богатым разнообразием. Частью общего эффекта является частое использование нижних диапазонов инструмента с использованием двух нижних струн, что обсуждалось в предисловии. Девять фантазий более сдержанны, они похожи на мотеты и используют (как правило, без оформления) последовательные фразы хорошо известных лютеранских хоралов. (Следует предположить, что композитор придерживался протестантских убеждений, тем более что его вторая книга была посвящена 152 вариациям мелодий псалмов, взятых из "Псалтири Гудимеля".) Остальные фантазии монотематичны, некоторые из них имеют центральные части в трехдольном метре. Сюиты пассамеццо обширны, каждая из них состоит из семи разделов, в том числе двух- и трехдольных вариаций, а также рипризы, многие из которых совершенно не связаны с предыдущими. В восьми хореях также есть заслуживающие внимания вариации. Рейман был близок к использованию терминов "мажор" и "минор", описывая свои произведения как имеющие "твердую" и "мягкую" тональность. Он даже зашел так далеко, что использовал тональность ми минор ("Пассамеца 9: к нотам и ля ми, мелос, который звучит до конца").

Ноты сочинений Матиаса Рейманна на сайте библиотеки IMSLP