Рейманн, Матиас
1565 - 1625
Назад
Reymann, Matthias

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Матиас Рейманн был немецким лютнистом и композитором. Родился около 1565 года в Торне (сегодня Торунь, Польша). Часть своей юности он провёл под опекой братьев Чейкисов (Czeykys) из Богемии, которым позднее посвятил своё первое издание.
Уже в 1582 году он находился в Лейпциге, где учился в университете, предположительно изучал право. Здесь же он выступал как лютнист и занимал мелкие юридические должности.
В 1598 году Рейманн издал в Гейдельберге свой первый сборник музыки Noctes musicae (Музыкальные ночи), написанный во французской табулатуре для 8-курсовой лютни. Второе собрание его сочинений Cythara sacra (Священная цитра) вышло в Кёльне в 1613 году. Вероятно, именно ради этого он предпринял поездку в Кёльн в 1612 году.
Имя композитора встречается также в Длугораевской лютневой тетради (Długoraj Lutebook), где сохранились три его гавоты и два танца (choreae).
Иногда его ошибочно путают с другим Матиасом Рейманном (1544–1597) — юристом и советником императора Рудольфа II.
Около 1625 года о нём всё ещё имеются упоминания, что позволяет предположить, что он жил в это время, но точная дата и место смерти неизвестны.
Рейманн был одним из выдающихся немецких лютнистов конца XVI – начала XVII века. Его сочинения отличаются богатой фактурой и характерным идиоматическим стилем письма для лютни. Он активно использовал нижние регистры инструмента, включая две самые низкие струны, чему посвятил специальные рассуждения в предисловии к Noctes musicae.
Стиль Рейманна испытал сильное влияние итальянских форм и инструментальной техники. Его музыка демонстрирует стремление к новой тональной системе, богатому гармоническому языку и использованию модальных контрастов. В некоторых сочинениях он фактически приблизился к понятию мажора и минора, называя свои пьесы «durum» и «molle» (твёрдый и мягкий лад). В одном случае он даже написал пьесу в ми-миноре (Passemezae 9: ad notam E la mi, melos molle tono ficto).
Его фантазии делятся на два типа: часть из них более строгие, мотетоподобные, основанные на хоральных мелодиях (особенно из лютеранской традиции), а другие — монотематические, с включением трёхдольных разделов. Пассамеццо-сюиты у Рейманна отличаются размахом и включают до семи разделов, в том числе вариации в двудольном и трёхдольном метрах.
Второй сборник — Cythara sacra — целиком посвящён псалмам: он содержит 152 хоральные обработки с вариациями на мелодии, заимствованные из Псалтири Клода Гудимеля. Это подчёркивает его протестантскую ориентацию.
Печатные издания
Рукописные источники
Ноты сочинений Матиаса Рейманна на сайте библиотеки IMSLP