Рейманн, Матиас
1565 - 1625

Назад

Reymann, Matthias

  • Дата рождения: около 1565 года
  • Место рождения: Торн (ныне Торунь, Польша)
  • Дата смерти: после 1625 года (точная дата неизвестна)
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Матиас Рейманн был немецким лютнистом и композитором. Родился около 1565 года в Торне (сегодня Торунь, Польша). Часть своей юности он провёл под опекой братьев Чейкисов (Czeykys) из Богемии, которым позднее посвятил своё первое издание.

Уже в 1582 году он находился в Лейпциге, где учился в университете, предположительно изучал право. Здесь же он выступал как лютнист и занимал мелкие юридические должности.

В 1598 году Рейманн издал в Гейдельберге свой первый сборник музыки Noctes musicae (Музыкальные ночи), написанный во французской табулатуре для 8-курсовой лютни. Второе собрание его сочинений Cythara sacra (Священная цитра) вышло в Кёльне в 1613 году. Вероятно, именно ради этого он предпринял поездку в Кёльн в 1612 году.

Имя композитора встречается также в Длугораевской лютневой тетради (Długoraj Lutebook), где сохранились три его гавоты и два танца (choreae).

Иногда его ошибочно путают с другим Матиасом Рейманном (1544–1597) — юристом и советником императора Рудольфа II.

Около 1625 года о нём всё ещё имеются упоминания, что позволяет предположить, что он жил в это время, но точная дата и место смерти неизвестны.

Творчество

Рейманн был одним из выдающихся немецких лютнистов конца XVI – начала XVII века. Его сочинения отличаются богатой фактурой и характерным идиоматическим стилем письма для лютни. Он активно использовал нижние регистры инструмента, включая две самые низкие струны, чему посвятил специальные рассуждения в предисловии к Noctes musicae.

Стиль Рейманна испытал сильное влияние итальянских форм и инструментальной техники. Его музыка демонстрирует стремление к новой тональной системе, богатому гармоническому языку и использованию модальных контрастов. В некоторых сочинениях он фактически приблизился к понятию мажора и минора, называя свои пьесы «durum» и «molle» (твёрдый и мягкий лад). В одном случае он даже написал пьесу в ми-миноре (Passemezae 9: ad notam E la mi, melos molle tono ficto).

Его фантазии делятся на два типа: часть из них более строгие, мотетоподобные, основанные на хоральных мелодиях (особенно из лютеранской традиции), а другие — монотематические, с включением трёхдольных разделов. Пассамеццо-сюиты у Рейманна отличаются размахом и включают до семи разделов, в том числе вариации в двудольном и трёхдольном метрах.

Второй сборник — Cythara sacra — целиком посвящён псалмам: он содержит 152 хоральные обработки с вариациями на мелодии, заимствованные из Псалтири Клода Гудимеля. Это подчёркивает его протестантскую ориентацию.

Произведения

Печатные издания

  • Noctes musicae (Музыкальные ночи, Гейдельберг, 1598) — сборник пьес для 8-курсовой лютни, 74 сочинения:
  • 23 прелюдии
  • 16 фантазий
  • 12 пассамеццо-сюит
  • 5 паван
  • 10 гавотов (galliards)
  • 8 хореа (choreae)
  • Cythara sacra (Священная цитра, Кёльн, 1613) — 152 хоральные обработки с вариациями на псалмы Гудимеля.

Рукописные источники

  • 3 гавоты и 2 хореа в Длугораевской лютневой тетради (около 1600).

Ноты сочинений Матиаса Рейманна на сайте библиотеки IMSLP