Ройттер (2), Георг фон
1708 - 1772

Назад

Георг фон Ройттер (2) (Georg von Reutter (2)) - австрийский композитор

  • Крещён 6 апреля 1708 г. - Вена.
  • Умер 11 марта 1772 г. - Вена.

Сын Георга Ройттера (1). Он был 11-м из 14 детей, рожденных Георгом Ройттером (1), и получил раннее музыкальное образование от своего отца, помогая ему в качестве придворного органиста. Затем последовал период более формального обучения у Антонио Кальдары, в результате которого он написал ораторию, а в 1727 году - свою первую оперу для императорского двора "Арчидамия". В течение этого периода Ройттер трижды подавал заявку на должность придворного органиста, но Фукс каждый раз отказывал ему. За свой счет он совершил поездку в Италию в 1730 году (возможно, в 1729 году); в феврале 1730 года он был в Венеции, а в апреле 1730 года - в Риме. Осенью 1730 года он вернулся в Вену и в начале следующего года успешно подал заявление о приеме на должность придворного композитора, что стало формальным началом пожизненной службы при дворе Габсбургов. Его обучение у Кальдары и поездка в Италию заложили основы уверенного понимания современного оперного стиля, и в течение следующего десятилетия Ройттер зарекомендовал себя как ведущий театральный композитор Вены, создав более десятка произведений, которые были исполнены в частном порядке в различных залах Хофбурга и императорского летнего дворца в Лаксенбурге. В 1731 году он женился на одной из придворных певиц, Урсуле Терезии Хольцхаузер. В 1730-х годах у них родились двое детей, Карл и Элизабет Кристина, которых назвали в честь императора Карла и его жены. Когда в 1738 году умер его отец, Ройттер сменил его на посту первого капельмейстера Штефансдома, положив начало решительному переходу от карьеры оперного композитора к карьере композитора и администратора церковной музыки. Как капельмейстер, он руководил хоровой школой, и в течение следующих нескольких лет Йозеф Гайдн, Михаэль Гайдн и Игнац Хольцбауэр были его подопечными. В 1740 году он был возведен в дворянское достоинство, а в следующем году начал дипломатически грамотный (но не всегда финансово выгодный) процесс приобретения все большего влияния и авторитета при императорском дворе: с 1741 года, после смерти Фукса, он регулярно помогал первому капельмейстеру Луке Антонио Предьери с церковной музыкой; в 1747 году он был официально назначен вторым капельмейстером; в 1751 году он стал исполняющим обязанности первого капельмейстера; в 1756 году он принял на себя обязанности второго, а также первого капельмейстера в Штефансдоме; а в 1769 году он официально стал придворным капельмейстером. Таким образом, в середине века Ройттер на протяжении почти 30 лет был самым влиятельным церковным музыкантом Вены. В его обязанности при дворе также входило наблюдение за исполнением инструментальных произведений. Количество духовной музыки, созданной Ройттером, является достаточным свидетельством его статуса в то время, но, к несчастью, ему не довелось руководить в период, когда стандарты исполнения и, возможно, музыкальные амбиции неуклонно снижались. В первые годы после смерти Фукса Ройттер возродил музыкальные вкусы двора, но восшествие Марии Терезии на престол в 1740 году и связанное с этим финансовое бремя, связанное с силезскими войнами и войной за австрийское наследство, привели к существенному сокращению расходов двора на музыку. Из крупнейшего музыкального заведения в Европе оно постепенно превратилось в одно из наименее обеспеченных. К несчастью Ройттера, именно ему пришлось руководить этими изменениями. В области церковной музыки количество исполнителей сократилось, а годовой бюджет Ройттера был серьезно урезан. Ситуация достигла критической точки в середине 1750-х годов, когда, воспользовавшись папской энцикликой Annus qui (1749), направленной на ограничение роли инструментов в церковных службах, Мария Терезия предложила регулярно исполнять духовную музыку "alla romana", то есть вообще без инструментальной поддержки, как и Сикстинская капелла. Ройттеру удалось смягчить наихудшие последствия сложившейся ситуации и, можно сказать, сохранить всю традицию венской церковной музыки в сопровождении музыкальных инструментов. Влияние Ройттера в придворных кругах вновь проявилось в 1760 году, когда новый директор департамента придворной и камерной музыки граф Джакомо Дураццо попытался повысить роль Глюка в музыкальной жизни двора. Затянувшийся спор был разрешен в основном в пользу Ройттера. Последнее десятилетие служения Ройттера было менее насыщенным, поскольку двор, церковь и музыканты привыкали к изменившемуся статусу духовной музыки. Ройттер был похоронен в склепе в Стефансдоме. Его сын Карл стал монахом (впоследствии аббатом) в аббатстве Хайлигенкройц под Веной, где находится крупнейшая коллекция автографов Ройттера, а также портрет композитора пастелью. Оперы Ройттера, продолжавшие традиции опер Фукса и Кальдары, были щедро исполнены (часто с участием двух хоров труб и литавр) и призваны отразить и подчеркнуть великолепие габсбургского двора в самый экстравагантный период его истории. Его оратории, обычно исполняемые при дворе во время Страстной недели, включают первую постановку оперы Метастазио "Бетулия либерата", произведения, примечательного использованием хора. Хотя его инструментальная музыка разнообразна по типу, одно из ее произведений сыграло решающую роль в раннем становлении симфонии. Как придворный композитор, Ройттер подготовил несколько оркестровых произведений для исполнения в качестве тафельмузыки в императорском дворце; некоторые из этих произведений носят название “Servizio di tavola”. В них слышны блестящие звучания музыки до мажор, окрашенные звуками труб и литавр, которые звучали в его операх и ораториях – сочетание тональности и звучности, которое стало основой венской классической симфонии от Вагензайля, через Гайдна, Гофмана, Моцарта, Ордоньеса, Ванхала и других, до Бетховена. В 18 веке Ройттер был наиболее известен как композитор церковной музыки. Более 500 произведений охватывают широкий спектр современных духовных произведений: мессы с тщательно продуманным оркестровым сопровождением, мессы а капелла, предназначенные для Адвента и великого поста, шесть реквиемов, более короткие произведения "алла Романа", написанные в середине 1750-х годов, и около 300 мотетов, приношений и псалмов. Баланс хорового и сольного сочинения, выбор фактуры и стиля, а также особенности словесной и инструментальной окраски, которые можно найти в более крупных произведениях, должны были повториться в аналогичных произведениях более поздних композиторов, включая Гайдна, Моцарта и Бетховена. Однако в этом репертуаре великолепное звучание труб кларино было услышано в последний раз в венской музыке XVIII века. Возможно, из-за замечания Берни после его визита в Вену в 1772 году, через несколько месяцев после смерти Ройттера, о том, что "Те Деум" был "без вкуса и выдумки" (работа, вероятно, принадлежала Ройттеру-старшему), и замечания Гайдна о том, что он запомнил, что получил от него только два урока, современная оценка Ройттера как церковный композитор, он часто был слишком пренебрежителен. Даты исполнения на сохранившихся рукописных материалах, а также другие свидетельства свидетельствуют о том, что его музыка регулярно звучала в Вене и других местах вплоть до 19 века.; в частности, его церковная музыка стала прочно ассоциироваться с имперским вкусом. Во время политически важного визита папы Пия VI в Вену в 1782 году на службе в Стефансдоме прозвучали "Kyrie и Gloria" из “Мессы Ройттера в Е”. Позже, в том же десятилетии, Моцарт, размышляя о сочинении церковной музыки, скопировал два псалма и отрывок из “Кирие” Ройттера. Точно так же в 1823 году Бетховен, когда он надеялся претендовать на вакантную должность капельмейстера при дворе, счел разумным позаимствовать копию мессы Ройттера, чтобы изучить имперский вкус в церковной музыке.

Ноты сочинений Георга фон Ройттера (2) на сайте библиотеки IMSLP