Ройттер (2), Георг фон
1708 - 1772

Назад

Reutter (2), Georg von

  • Дата рождения: крещён 6 апреля 1708
  • Место рождения: Вена
  • Дата смерти: 11 марта 1772
  • Место смерти: Вена

Биография

Георг Ройттер, австрийский композитор, был 11-м ребёнком из 14 в семье Георга Ройттера (I). С раннего возраста получал музыкальное воспитание у отца, помогая ему в качестве придворного органиста. Позднее обучался у Антонио Кальдары, под чьим влиянием создал ораторию, а затем, в 1727 году, написал свою первую оперу для императорского двора — «Archidamia».

Несколько раз он пытался получить должность придворного органиста, однако каждый раз был отвергнут Иоганном Йозефом Фуксом. В 1730 году (возможно, ещё в 1729) Ройттер отправился в Италию за собственный счёт. В феврале 1730 он находился в Венеции, в апреле — в Риме, а осенью вернулся в Вену. Уже в начале 1731 года он получил пост придворного композитора — это стало официальным началом его многолетней службы при дворе Габсбургов.

Обучение у Кальдары и итальянское путешествие помогли ему освоить современный оперный стиль. В течение последующего десятилетия Ройттер стал одним из ведущих венских театральных композиторов, написав более десятка опер и сценических произведений, которые исполнялись в различных залах Хофбурга и в императорской летней резиденции в Лаксенбурге.

В 1731 году он женился на придворной певице Урсуле Терезии Хольцхаузер. В 1730-х у них родились двое детей — Карл и Элизабет Кристина (имена были выбраны в знак уважения к императору Карлу и его супруге).

После смерти отца в 1738 году Ройттер унаследовал пост первого капельмейстера собора св. Стефана. Это стало переломным моментом в его карьере: от сочинения опер он перешёл к руководству церковной музыкой и хоровой школой. В числе его воспитанников были Йозеф Гайдн, Михаэль Гайдн и Игнац Хольцбауэр.

В 1740 году он был возведён в дворянство. С этого момента он начал аккуратно и постепенно укреплять своё влияние при дворе:

  • с 1741 года, после смерти Фукса, помогал первому капельмейстеру Лука Антонио Предиери в сочинении и исполнении церковной музыки;
  • в 1747 году был официально назначен вторым капельмейстером;
  • в 1751 стал исполняющим обязанности первого капельмейстера;
  • в 1756 году объединил в своих руках обязанности первого и второго капельмейстера собора св. Стефана;
  • в 1769 году был назначен придворным капельмейстером.

Таким образом, на протяжении почти 30 лет середины XVIII века Георг Ройттер был самым влиятельным церковным музыкантом Вены. Кроме обязанностей в соборе, он курировал инструментальные выступления при дворе.

Однако судьба распорядилась так, что на его годы пришёлся кризис придворной музыки. После смерти Фукса Ройттер оживил музыкальные вкусы венского двора, но вступление на трон Марии Терезии в 1740 году совпало с тяжёлыми военными расходами (Силезские войны и Война за австрийское наследство). Это привело к резкому сокращению музыкального бюджета: некогда крупнейшая музыкальная капелла Европы стала одной из беднейших.

Число исполнителей в капелле было урезано, средства на музыку сократились. В середине 1750-х ситуация ухудшилась ещё больше: под влиянием папской буллы Annus qui (1749), ограничивавшей использование инструментов в церкви, Мария Терезия предложила исполнять духовную музыку «alla romana», то есть без инструментального сопровождения, как в Сикстинской капелле. Ройттеру удалось смягчить последствия и сохранить традицию венской инструментальной церковной музыки.

Его влияние проявилось и в 1760 году, когда новый директор придворной и камерной музыки граф Джакомо Дураццо попытался усилить роль Глюка при дворе. Длительный спор закончился в пользу Ройттера.

Последние годы его службы прошли относительно спокойно: и двор, и музыканты, и церковь привыкли к новым условиям. Он был похоронен в соборе св. Стефана. Его сын Карл стал монахом и аббатом монастыря Хайлигенкройц, где хранится крупнейшее собрание автографов Ройттера, а также пастельный портрет композитора.

Творчество

Ройттер писал во всех главных жанрах своей эпохи. Его оперы продолжали линию Фукса и Кальдары: они отличались пышной оркестровкой (часто с двумя хорами труб и литавр) и были призваны отражать блеск двора Габсбургов в его наиболее роскошный период.

Его оратории, исполнявшиеся при дворе во время Страстной недели, включают первую музыкальную постановку драмы Метастазио «La Betulia liberata» («Осаждённая Вифулия»), где заметна важная роль хора.

Среди инструментальных сочинений особенно выделяются оркестровые произведения для исполнения в качестве Tafelmusik («столовой музыки»), некоторые из которых названы «Servizio di tavola». В этих произведениях ярко звучит торжественный тональность до мажор с трубами и литаврами — именно такое звучание позже стало основой для классической венской симфонии (у Вагензейля, Гайдна, Гофмана, Моцарта, Ванхаля, Бетховена).

Главное наследие Ройттера — духовная музыка. Более 500 сочинений охватывают практически все жанры:

  • мессы с полным оркестровым сопровождением,
  • акапельные мессы для Адвента и Поста,
  • шесть реквиемов,
  • произведения «alla romana» без инструментов (середина 1750-х),
  • около 300 мотетов, офферториев и псалмовых концертов.

Эти произведения формировали музыкальные вкусы двора и повлияли на Гайдна, Моцарта и Бетховена. Его музыка звучала в Вене и за её пределами вплоть до XIX века.

В 1782 году, во время визита папы Пия VI в Вену, в соборе св. Стефана исполнялись Kyrie и Gloria из мессы ми мажор Ройттера (Missa in E). Позднее Моцарт, размышляя о сочинении духовной музыки, переписывал псалмы и Kyrie Ройттера. В 1823 году Бетховен, готовясь подать прошение о должности придворного капельмейстера, также изучал его мессы как образцы «императорского вкуса».

Произведения

Оперы и сценические произведения

  • Archidamia (Архидамия, 1727)
  • La forza dell’amicizia (Сила дружбы, 1728)
  • La magnanimità di Alessandro (Великодушие Александра, 1729)
  • Alcide trasformato in dio (Алкид, превращённый в бога, 1729)
  • La pazienza di Socrate con due moglie (Терпение Сократа с двумя жёнами, 1731)
  • La generosità di Artaserse con Temistocle (Великодушие Артаксеркса и Фемистокла, 1731)
  • Il Tempo e la Verità (Время и Истина, 1731)
  • Alessandro il Grande (Александр Великий, 1732)
  • Zenobia (Зенобия, 1732)
  • Ciro in Armenia (Кир в Армении, 1733)
  • La gratitudine di Mitridate (Благодарность Митридата, 1734)
  • Dafne (Дафна, 1734)
  • Il Palladio conservato (Сохранённый Палладий, 1735)
  • Il sacrifizio in Aulide (Жертвоприношение в Авлиде, 1735)
  • Diana vendicata (Отомщённая Диана, 1736)
  • Statira (Статира, 1736)
  • Il Parnasso accusato e difeso (Парнас обвинённый и защищённый, 1738)
  • L’alloro illustrato (Прославленный лавр, 1738)
  • L’eroina d’Argo (Героиня Аргоса, 1739)
  • L’amor prigioniero (Пленённая любовь, 1741)
  • La gara (Состязание, 1755)

Серенаты и диалоги

  • Dialogo tra Minerva ed Apollo (Диалог Минервы и Аполлона, 1728)
  • Dialogo tra l’Inclinazione ed il Bene (Диалог Склонности и Добра, 1731)
  • La speranza assicurata (Утверждённая надежда, 1736)
  • La corona (Корона, 1754)

Оратории

  • Die Grablegung Christi (Погребение Христа, 1726)
  • La morte d’Abele (Смерть Авеля, 1727)
  • Elia (Илия, 1728)
  • Bersabea, ovvero Il pentimento di David (Вирсавия, или Покаяние Давида, 1729)
  • Il martirio di S. Giovanni Nepomuceno (Мученичество святого Яна Непомуцкого, 1731)
  • La divina provvidenza in Ismael (Божественное провидение в Исмаиле, 1732)
  • La Betulia liberata (Освобождённая Вифулия, 1734)
  • Gioas, re di Giuda (Иоас, царь Иудейский, 1735)
  • La Maria lebbrosa (Мария прокажённая, 1739)

Духовные произведения

  • 81 месса (в т. ч. Missa S. CaroliМесса святого Карла, 1734)
  • 6 реквиемов
  • 126 мотетов
  • около 300 псалмовых концертов
  • гимны, секвенции, литании

Инструментальные сочинения

  • симфонии
  • партиты
  • концерты для клавесина и трубы
  • камерные ансамбли
  • клавесинные сюиты
  • Servizio di tavola (Столовая музыка, 1757)

Ноты сочинений Георга фон Ройттера (2) на сайте библиотеки IMSLP