Ройттер (1), Георг фон
1656 - 1738
Назад
Reutter (1), Georg von

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Австрийский органист, теорбист и композитор, отец Георга Ройтера (2) младшего. Возможно, был учеником Иоганна Керля, которого он сменил на посту органиста в Соборе святого Стефана в Вене в 1686 году. В 1695 году провёл некоторое время в Италии. Согласно патенту о дворянстве для своего сына, был возведён в дворянство в Риме 8 января 1695 года принцем Сфорца; сам титул не использовал.
С 1696 по 1703 год служил в венской придворной капелле как континуо-исполнитель на теорбе. Главный капельмейстер Антонио Драги рекомендовал его императору как «виртуозного исполнителя, способного играть на многих инструментах». Его преемник на посту капельмейстера Фукс также отмечал виртуозные способности Ройтера и упоминал его опыт в сопровождении оперы. Был трижды женат, отец 15 детей, из которых два стали музыкантами (Карл и Георг младший).
В 1700 году официально назначен придворным органистом с годовой зарплатой 900 флоринов, дополнительно около 300 флоринов как теорбист. В 1712 году сменил Фукса на посту вице-капельмейстера, а в 1715 году — на должности первого капельмейстера собора; удерживал её до 1728 года. Для содержания и обучения шести певчих при соборе получал 1200 флоринов, а зарплата капельмейстера составляла 550 флоринов. Передал пост органиста собора своему сыну Георгу в 1720 году. По описанию Маттезона (Grundlage einer Ehren-Pforte, 1740), был доброжелательным и дружелюбным человеком, активным вплоть до последних лет жизни, хотя сын всё чаще заменял его.
Ройтер известен своими коллекциями токкат (D-Bsb P 407; изд. в DTÖ, xxvii, Jg.xiii/2, 1959). Они демонстрируют его мастерство как органиста: сочетание технической виртуозности с умением использовать контрапункт и развитую мелодическую фантазию. Также он написал большое число Versetteln — коротких органных прелюдий.
Некоторые крупные духовные произведения, приписываемые ему Эйтнером, могли принадлежать его сыну Георгу. Из опубликованных Ботстибером (DTÖ, xxvii, Jg.xiii/2, 1959) два каприцио, одно рикеркаре и, вероятно, канцона Christ ist erstanden принадлежат Н.А. Струнгу. Возможно, Хофер чрезмерно приписал все произведения, сохранившиеся под именем Ройтера, его сыну, особенно касающиеся духовных произведений в традиционном полифоническом стиле. Драги упоминал, что Ройтер писал балетную музыку, однако следов этих произведений не сохранилось.
Ноты сочинений Георга фон Ройттера (1) на сайте библиотеки IMSLP