Райнхольд, Теодор Кристлиб
1682 - 1755
Назад
Reinhold, Theodor Christlieb

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Теодор Кристлиб Райнхольд — немецкий органист и композитор. Происходил из старинной семьи духовенства. 20 мая 1694 года он был зачислен в третий класс Дрезденской школы Кройцшуле. В 1706 году Райнхольд стал органистом в Дрезденской Анненкирхе и учителем для девочек при воротах Вилсдорф.
С 1707 по 1720 год он занимал должность кантора в церкви Dreikönigskirche, а в 1720 году был назначен кантором Кройцкирхе, где проработал до конца своей жизни. В том же году Райнхольд возглавил музыкальное направление в Софийской церкви, городской церкви Дрездена, и стал пятым учителем в Кройцшуле. В 1725 году, после повышения до четвёртого учителя, он также взял на себя руководство сакральной музыкой в новой церкви Frauenkirche, написав кантаты к закладке первого камня (1726) и к освящению церкви (1734); как и большинство его произведений, они не сохранились.
В 1741 году Райнхольд возглавил вновь основанный коллегиум музыкум, ориентированный на исполнение кантат и серенад; ранее он участвовал в коллегиуме, связанном с Кройцкирхе. 5 мая 1752 года он был повышен до третьего учителя Кройцшуле. Его преемником стал ученик Иоганна Себастьяна Баха Г.А. Хомилиус.
Райнхольд был кантором Кройцкирхе в Дрездене одновременно с тем, как Бах занимал должность кантора в церкви Фомы в Лейпциге. Его хор состоял из 34 учеников и как минимум 22 «курренданеров» (певцов, привлекаемых для особых случаев). Он также набирал добровольцев для усиления хора при исполнении крупных праздничных кантат. Во время службы, посвящённой освящению органа Сильбермана в Frauenkirche в 1736 году, Райнхольд впервые применил эффект расстановки хоровых групп в разных местах для создания «слаженного эха, доносящегося с верхнего купола церкви».
Он был лидером немецких музыкантов, противостоявших усилению иностранного влияния на музыкальную жизнь Дрездена, особенно в период Генриха Гассе. Райнхольд также был выдающимся басом. Среди его многочисленных учеников известными стали Я.А. Хиллер, К.Г. Таг и Кристиан Вольф. Хиллер посвятил Райнхольду своё сочинение Abhandlung über die Nachahmung der Natur in der Musik и опубликовал две четырёхголосные мотеты Райнхольда — единственные сохранившиеся произведения композитора.
Райнхольд оставил после себя преимущественно сакральные сочинения. Его работы демонстрируют высокий уровень полифонии и внимание к хоровому письму, а также включают использование хоровых эффектов и пространственного расположения певцов, что было инновационно для его времени. Кроме того, он оставил несколько теоретических и поэтических работ о музыке, в том числе заметки, приуроченные к новому органу в Frauenkirche.
Ноты сочинений Теодора Кристлиба Райнхольда на сайте библиотеки IMSLP