Райнкен, Иоганн Адам
1643 - 1722

Назад

Иоганн Адам Райнкен (Johann Adam Reincken) - голландский композитор и органист немецкого происхождения

  • Родился около 10 декабря 1643 г. - Девентер.
  • Умер 24 ноября 1722 г. - Гамбург.

На титульном листе своего "Hortus musicus" Райнкен указал, что местом его рождения является голландский ганзейский город Девентер, но в церковных книгах Девентера не было найдено записи, подтверждающей дату рождения Райнкена - 27 апреля 1623 года, указанную Маттезоном (1722). 1623 год не очень хорошо согласуется с другими событиями в жизни Райнкена, например, он начал свое музыкальное образование только в 1650 году, в возрасте 27 лет. Некий Ян Рейнсе был крещен в Девентере 10 декабря 1643 года. Эта дата тоже вызывает сомнения, но она, по крайней мере, согласуется с записями о крещении других детей Адама Райнкена в 1639, 1640 и 1641 годах. Настоящим именем Райнкена было Ян; более позднее добавление "Адамс" просто указывает, как это было традиционно в Нидерландах, на то, что он был сыном Адама. В немецком языке появилось двойное имя, которое сохранилось и в последующих поколениях. Нет никакой уверенности в том, что запись о крещении 1643 года относится к Райнкену, который позже был органистом церкви Екатерины в Гамбурге (более того, поскольку он моложе на 20 лет, возникает множество других вопросов), но есть различные основания полагать, что Райнкен принадлежит к поколению Букстехуде, а не к поколению Векмана и Бернхарда. Родители Райнкена, Адам Райнкен и Аннекен Тиймонсен, проживали в Девентере с 12 августа 1637 года, когда землевладелец Адам Райнкен ван Вильшуйсен был внесен в реестр горожан. Широко обсуждаемый вопрос о том, относится ли слово "Вильсхаузен" к Вильсхаузену в Эльзасе или к Вильдесхаузену близ Бремена, может быть решен в пользу последнего города, где можно проследить родословную семьи Райнкен. В Девентере молодой Ян Адамс с 1650 по 1654 год обучался вокалу и инструментальной музыке у Лукаса ван Ленника, органиста Гротекерка (Лебуинускерка). Его уроки оплачивались из пожертвований семьи Бедекер. 12 ноября 1654 года Райнкен отправился учиться в Гамбург к Генриху Шейдеману, где пробыл почти три года. В 1657 году он вернулся в Девентер, чтобы 11 марта получить должность городского музыканта и органиста в Бергкерке. По его собственным словам, он вернулся в церковь Катарины в Гамбурге в конце 1658 года, чтобы стать помощником Генриха Шейдемана. Когда Шейдеман умер 26 сентября 1663 года, Райнкен был назначен его преемником на посту органиста и церковного клерка, но получал полное жалованье органиста только за пасхальный квартет 1665 года. 23 июня 1665 года имя Райнкена было внесено в реестр бургомистров Гамбурга, и на следующий день он женился на одной из дочерей Шейдемана. 5 апреля 1668 года родилась их единственная дочь Маргарета-Мария; в 1686 году она вышла замуж за Андреаса Кнеллера, органиста гамбургской Петрикирхе. В 1666 году Райнкен отказался от обязанностей церковного клерка, поскольку это не было его "избранной профессией". Вместо сокращения зарплаты, как можно было ожидать, ему удалось добиться повышения до 1445 марок, что составило значительную сумму. Тот факт, что Райнкен мог выдвигать такие требования, свидетельствует о том, что он уже пользовался большим уважением. В 1671 году он руководил существенной перестройкой органа в Катариненкирхе, которая заняла три года, в течение которых Фридрих Бессер из Брауншвейга изготовил оба 32-футовых регистра (основной и Позаунский), впоследствии прославленных И.С. Бахом. Опыт Райнкена в изготовлении органов и их обслуживании (который, как он часто подчеркивал, он смог передать своему преемнику Х. Утмеллеру) позволил ему поддерживать инструмент в хорошем состоянии почти до конца его жизни. Как и его учитель Шейдеман, Райнкен часто привлекался в качестве эксперта по органу и вместе с Букстехуде был известен как специалист по игре на инструменте в последней трети XVII века и начале XVIII века. На картине маслом Йоханнеса Ворхаута эти двое мужчин изображены вместе в 1674 году. В начале 1678 года Райнкен вместе с отцами города Герхардом Шоттом и Й. Лютьенсом основал Гамбургскую оперу, которая разделила церковные власти на две фракции. Среди ее сторонников был коллега Райнкена по Катариненкирхе, пастор Генрих Эльменхорст, который написал книгу об опере "Древняя драматология" (Гамбург, 1688), а также был либреттистом оперы. Райнкен участвовал в управлении оперой только в начальный период ее существования (1678-1685), но и после этого сохранил к ней живой интерес. В 1694 году Шотт гарантировал ему два пожизненных бесплатных места. 1 января 1685 года, через три года и три месяца после смерти своей первой жены, Райнкен женился на Анне Вагенер; она умерла 30 сентября 1713 года. 17 апреля 1705 года некоторые церковные старейшины хотели назначить Иоганна Маттезона преемником Райнкена, но он успешно воспротивился этому шагу. (Здесь и в ряде других случаев имеются свидетельства антагонизма между Райнкеном и Маттезоном, который последний, возможно, спровоцировал частыми нелестными и лживыми высказываниями в адрес Райнкена.) В 1718 году Райнкен обратился к отцам церкви Катарины с предложением назначить его ученика Утмеллера своим заместителем. Спор с церковью о том, кто должен выплачивать зарплату Утмеллеру, привел к тому, что Райнкен изменил свое завещание от 1720 года, в котором он завещал свое обширное имущество церкви как единственному бенефициару. По его завещанию от 1722 года все перешло к племяннице его второй жены. В отличие от большинства своих коллег-органистов, он умер богатым человеком. 7 декабря 1722 года он был похоронен в Катариненкирхе, где в 1707 году он купил могилу и подарил ей картину маслом, изображающую Воскресение Христово. Сохранились и надгробная плита, и картина.

Ноты сочинений Иоганна Адама Райнкена на сайте библиотеки IMSLP