Райнкен, Иоганн Адам
1643 - 1722
Назад
Reincken, Johann Adam

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Адам Райнкен — нидерландский композитор и органист немецкого происхождения. На титульном листе своего сборника "Hortus musicus" ("Музыкальный сад") Райнкен указал своим местом рождения город Девентер, но ни одна запись в церковных регистрах Девентера не подтверждает дату 27 апреля 1623 года, указанную Маттезоном. Этот год не согласуется с другими событиями его жизни, например с началом музыкального обучения в 1650 году в возрасте 27 лет.
В Девентере крещён некий «Ян Рейнсе» 10 декабря 1643 года. Эта дата также вызывает вопросы, но она согласуется с записями о других детях Адама Райнкена в 1639, 1640 и 1641 годах. Настоящее имя композитора было Ян; добавление «Адамс» указывало, что он сын Адама, как это было традиционно в Нидерландах. Через немецкую традицию двойное имя закрепилось за ним и в последующих поколениях. Хотя не совсем ясно, относится ли запись о крещении 1643 года именно к будущему органисту церкви Святой Екатерины в Гамбурге, существуют основания считать, что Райнкен принадлежит к поколению Букстехуде, а не Векмана и Бернхарда.
Родители Райнкена, Адам Райнкен и Аннекен Тиймонсен, упоминаются в Девентере с 12 августа 1637 года. Долгое время обсуждался вопрос, относится ли фамилия «Вилсхаузен» к Вилсхаузену в Эльзасе или к Вильдесхаузену недалеко от Бремена; установлено, что это второй вариант, где прослеживается семья Райнкенов.
С 1650 по 1654 годы Ян Адам обучался вокалу и игре на органе у Лукаса ван Ленника, органиста собора Святого Лебуина (Grotekerk). Его уроки оплачивались из фонда семьи Будекер. 12 ноября 1654 года Райнкен отправился на учёбу в Гамбург к Генриху Шейдеманну, где оставался почти три года. В 1657 году он вернулся в Девентер, чтобы занять должность городского музыканта и органиста в Бергкирхе 11 марта.
По собственным сведениям, в конце 1658 года он вернулся в Гамбург и стал ассистентом Шейдеманна в церкви Святой Екатерины. После смерти Шейдеманна 26 сентября 1663 года Райнкен был назначен его преемником на должность органиста и церковного клерка, но полное жалованье он получил лишь с Пасхальной четверти 1665 года.
23 июня 1665 года имя Райнкена было внесено в гамбургский реестр граждан, а на следующий день он женился на одной из дочерей Шейдеманна. 5 апреля 1668 года родилась их единственная дочь Маргарета-Мария, которая в 1686 году вышла замуж за Андреаса Кнеллера, органиста Петрикирхе в Гамбурге.
В 1666 году Райнкен отказался от обязанностей церковного клерка, сосредоточившись на своей основной «профессии» — органиста. Его жалованье увеличилось до 1445 марок, что свидетельствует о высоком уважении к нему. В 1671 году он контролировал масштабную перестройку органа в церкви Святой Екатерины, которая длилась три года; 32-футовые регистры Principal и Posaune, позднее высоко оценённые И.С. Бахом, были изготовлены Фридрихом Бессером из Брауншвейга.
Райнкен обладал знаниями в области органостроения и ремонта инструментов, которые передал своему преемнику Х. Утмёллеру. Он часто привлекался как эксперт по органу и, вместе с Д. Букстехуде, считался авторитетом в Северной Германии в последние трети XVII и начале XVIII века. В 1674 году Иоганнес Ворхут написал масляную живопись, на которой Райнкен изображён вместе с Букстехуде.
В 1678 году Райнкен вместе с городскими советниками Герхардом Шоттом и Я. Лютьенсом основал Гамбургскую оперу, что вызвало раскол среди церковных властей. Его коллега пастор Генрих Эльменхорст поддерживал проект и написал книгу о гамбургской опере, а также выступал в качестве либреттиста. Райнкен участвовал в управлении оперой только на начальном этапе (1678–1685), но продолжал проявлять к ней интерес. В 1694 году Шотт обеспечил ему два пожизненных бесплатных места.
1 января 1685 года, три года после смерти первой жены, Райнкен женился на Анне Вагенер; она умерла 30 сентября 1713 года. В 1705 году церковные старейшины пытались назначить И. Маттезона его преемником, но Райнкен успешно отбил эти попытки. В 1718 году он предложил назначить своим заместителем ученика Утмёллера, однако споры с церковью о зарплате привели к изменению завещания 1720 года, в котором он оставил всё имущество церкви. В завещании 1722 года всё досталось племяннице второй жены. В отличие от большинства коллег-органистов, Райнкен умер состоятельным человеком. 7 декабря 1722 года он был похоронен в церкви Святой Екатерины.
Несмотря на долгую жизнь и признанную славу, сохранилось сравнительно мало сочинений Райнкена. Число произведений для органа, особенно хоральных фантазий, удивительно невелико, а вокальная музыка почти не дошла до нас. Считается, что некоторые кантики и малые концертные произведения для органа, упомянутые в приходских отчётах, действительно создавались Райнкеном.
Сборник "Hortus musicus" демонстрирует стремление композитора показать высокий уровень мастерства, используя сонаты и сюиты с аллемандой, курантой, сарабандой и жигой, где структура произведений напоминает архитектурное строение с девизом Soli Deo Gloria ("Единому Богу слава").
Его хоральные фантазии, например "An Wasser Flüssen Babylon" ("У рек Вавилонских") и "Was kann uns kommen an für Noth" ("Какая беда может с нами случиться"), показывают мастерское владение контрапунктом и виртуозной техникой stylus fantasticus. Эти произведения оказали влияние на И.С. Баха, который хорошо знал фантазию "An Wasser Flüssen Babylon" и исполнил импровизацию на основе гамбургского хорала в 1720 году.
Райнкен также активно занимался клавирной музыкой. В его восьми сюитах прослеживается классический порядок танцев и гармонические связи между частями. Вариационные циклы, особенно "Schweiget mir vom Weibernehmen" ("Молчите мне о женитьбе"), оказали влияние на Баха и служили образцом для последующих вариационных произведений.
Клавирные произведения:
Ноты сочинений Иоганна Адама Райнкена на сайте библиотеки IMSLP