Райнкен, Иоганн Адам
1643 - 1722

Назад

Reincken, Johann Adam

  • Дата рождения: 10 декабря 1643 года (крещён)
  • Место рождения: Девентер, Нидерланды
  • Дата смерти: 24 ноября 1722 года
  • Место смерти: Гамбург, Германия

Биография

Иоганн Адам Райнкен — нидерландский композитор и органист немецкого происхождения. На титульном листе своего сборника "Hortus musicus" ("Музыкальный сад") Райнкен указал своим местом рождения город Девентер, но ни одна запись в церковных регистрах Девентера не подтверждает дату 27 апреля 1623 года, указанную Маттезоном. Этот год не согласуется с другими событиями его жизни, например с началом музыкального обучения в 1650 году в возрасте 27 лет.

В Девентере крещён некий «Ян Рейнсе» 10 декабря 1643 года. Эта дата также вызывает вопросы, но она согласуется с записями о других детях Адама Райнкена в 1639, 1640 и 1641 годах. Настоящее имя композитора было Ян; добавление «Адамс» указывало, что он сын Адама, как это было традиционно в Нидерландах. Через немецкую традицию двойное имя закрепилось за ним и в последующих поколениях. Хотя не совсем ясно, относится ли запись о крещении 1643 года именно к будущему органисту церкви Святой Екатерины в Гамбурге, существуют основания считать, что Райнкен принадлежит к поколению Букстехуде, а не Векмана и Бернхарда.

Родители Райнкена, Адам Райнкен и Аннекен Тиймонсен, упоминаются в Девентере с 12 августа 1637 года. Долгое время обсуждался вопрос, относится ли фамилия «Вилсхаузен» к Вилсхаузену в Эльзасе или к Вильдесхаузену недалеко от Бремена; установлено, что это второй вариант, где прослеживается семья Райнкенов.

С 1650 по 1654 годы Ян Адам обучался вокалу и игре на органе у Лукаса ван Ленника, органиста собора Святого Лебуина (Grotekerk). Его уроки оплачивались из фонда семьи Будекер. 12 ноября 1654 года Райнкен отправился на учёбу в Гамбург к Генриху Шейдеманну, где оставался почти три года. В 1657 году он вернулся в Девентер, чтобы занять должность городского музыканта и органиста в Бергкирхе 11 марта.

По собственным сведениям, в конце 1658 года он вернулся в Гамбург и стал ассистентом Шейдеманна в церкви Святой Екатерины. После смерти Шейдеманна 26 сентября 1663 года Райнкен был назначен его преемником на должность органиста и церковного клерка, но полное жалованье он получил лишь с Пасхальной четверти 1665 года.

23 июня 1665 года имя Райнкена было внесено в гамбургский реестр граждан, а на следующий день он женился на одной из дочерей Шейдеманна. 5 апреля 1668 года родилась их единственная дочь Маргарета-Мария, которая в 1686 году вышла замуж за Андреаса Кнеллера, органиста Петрикирхе в Гамбурге.

В 1666 году Райнкен отказался от обязанностей церковного клерка, сосредоточившись на своей основной «профессии» — органиста. Его жалованье увеличилось до 1445 марок, что свидетельствует о высоком уважении к нему. В 1671 году он контролировал масштабную перестройку органа в церкви Святой Екатерины, которая длилась три года; 32-футовые регистры Principal и Posaune, позднее высоко оценённые И.С. Бахом, были изготовлены Фридрихом Бессером из Брауншвейга.

Райнкен обладал знаниями в области органостроения и ремонта инструментов, которые передал своему преемнику Х. Утмёллеру. Он часто привлекался как эксперт по органу и, вместе с Д. Букстехуде, считался авторитетом в Северной Германии в последние трети XVII и начале XVIII века. В 1674 году Иоганнес Ворхут написал масляную живопись, на которой Райнкен изображён вместе с Букстехуде.

В 1678 году Райнкен вместе с городскими советниками Герхардом Шоттом и Я. Лютьенсом основал Гамбургскую оперу, что вызвало раскол среди церковных властей. Его коллега пастор Генрих Эльменхорст поддерживал проект и написал книгу о гамбургской опере, а также выступал в качестве либреттиста. Райнкен участвовал в управлении оперой только на начальном этапе (1678–1685), но продолжал проявлять к ней интерес. В 1694 году Шотт обеспечил ему два пожизненных бесплатных места.

1 января 1685 года, три года после смерти первой жены, Райнкен женился на Анне Вагенер; она умерла 30 сентября 1713 года. В 1705 году церковные старейшины пытались назначить И. Маттезона его преемником, но Райнкен успешно отбил эти попытки. В 1718 году он предложил назначить своим заместителем ученика Утмёллера, однако споры с церковью о зарплате привели к изменению завещания 1720 года, в котором он оставил всё имущество церкви. В завещании 1722 года всё досталось племяннице второй жены. В отличие от большинства коллег-органистов, Райнкен умер состоятельным человеком. 7 декабря 1722 года он был похоронен в церкви Святой Екатерины.

Творчество

Несмотря на долгую жизнь и признанную славу, сохранилось сравнительно мало сочинений Райнкена. Число произведений для органа, особенно хоральных фантазий, удивительно невелико, а вокальная музыка почти не дошла до нас. Считается, что некоторые кантики и малые концертные произведения для органа, упомянутые в приходских отчётах, действительно создавались Райнкеном.

Сборник "Hortus musicus" демонстрирует стремление композитора показать высокий уровень мастерства, используя сонаты и сюиты с аллемандой, курантой, сарабандой и жигой, где структура произведений напоминает архитектурное строение с девизом Soli Deo Gloria ("Единому Богу слава").

Его хоральные фантазии, например "An Wasser Flüssen Babylon" ("У рек Вавилонских") и "Was kann uns kommen an für Noth" ("Какая беда может с нами случиться"), показывают мастерское владение контрапунктом и виртуозной техникой stylus fantasticus. Эти произведения оказали влияние на И.С. Баха, который хорошо знал фантазию "An Wasser Flüssen Babylon" и исполнил импровизацию на основе гамбургского хорала в 1720 году.

Райнкен также активно занимался клавирной музыкой. В его восьми сюитах прослеживается классический порядок танцев и гармонические связи между частями. Вариационные циклы, особенно "Schweiget mir vom Weibernehmen" ("Молчите мне о женитьбе"), оказали влияние на Баха и служили образцом для последующих вариационных произведений.

Произведения

Клавирные произведения:

  • "Hortus musicus recentibus aliquot Flosculis: Sonaten, Allemanden, Couranten, Sarabanden et Giguen" ("Музыкальный сад с некоторыми новыми цветами: сонаты, аллеманды, куранты, сарабанды и жиги", 1688), для 2 скрипок, виолы да гамба и basso continuo
  • Хоральные фантазии:
  • "An Wasser Flüssen Babylon" ("У рек Вавилонских") для органа
  • "Was kann uns kommen an für Noth" ("Какая беда может с нами случиться") для органа
  • 8 сюит для клавира
  • Вариации:
  • "Holländische Nachtigahl in VI Suittes, divers airs avec leurs variations" ("Голландский соловей в шести сюитах, различные песни с вариациями")
  • "Partite diverse sopra l'Aria: Schweiget mir vom Weibernehmen, altrimente chiamata la Meyerin in VI Suittes, divers airs avec leurs variations" ("Разные партиты на тему: Молчите мне о женитьбе, иначе называемая Мейерин, в шести сюитах, различные песни с вариациями")
  • Токкаты и фуги:
  • Toccata in G ("Токката соль мажор")
  • Toccata in g ("Токката соль минор")
  • Fuga in g ("Фуга соль минор")
  • Каноны:
  • "Was Gott thut, das ist wohl getan" ("Что Бог творит, то благо")
  • Canon a 3 voci in Hypodiapason per Augmentationem ("Канон на три голоса в гиподиапазоне с увеличением")
  • Теоретические труды:
  • "Musica-amicus" ("Друг музыки")
  • "Erste Unterrichtung zur Composition" ("Первое наставление по композиции")
  • "Ein tractaet worin Vierleley ahrten siendt zu finden so zur Composition seer Nützlich und Nöthich" ("Трактат, в котором содержатся четыре вида, весьма полезных и необходимых для композиции", 1670)

Ноты сочинений Иоганна Адама Райнкена на сайте библиотеки IMSLP