Райхардт, Иоганн Фридрих
1752 - 1814

Назад

Иоганн Фридрих Райхардт (Johann Friedrich Reichardt) - немецкий композитор, публицист и музыкальный критик

  • Родился 25 ноября 1752 г. - Кёнигсберг (ныне Калининград).
  • Умер 27 июня 1814 г. - Гибихенштейн, Галле.

Его отец Иоганн (ок. 1720-1780) принадлежал к последнему поколению выдающихся лютнистов. Под его руководством Иоганн Фридрих быстро стал вундеркиндом-скрипачом и в то же время хорошим лютнистом и певцом под собственный аккомпанемент; примерно с десяти лет он начал приобретать некоторую известность в близлежащих городах как странствующий скрипач и клавишник. Среди его ранних учителей также были И.Ф. Харткнох (молодой музыкант из Риги, который затем изучал издательское дело в Кёнигсберге), местный музыкант по фамилии Крюгер, органист К.Г. Рихтер, который познакомил Райхардта с музыкой К.Ф.Э. Баха, И.С. Баха, и скрипача Ф.А. Вейхтнера, ученика Франца Бенды. Но все эти учителя так или иначе не смогли дать Райхардту систематических основ композиции, и он всю жизнь оставался неполноценным в некоторых аспектах композиторской техники. Формальное образование Райхардта было столь же фрагментарным, хотя он хорошо использовал свои значительные интеллектуальные способности и был принят в соседнем доме графа и графини фон Кайзерлинг почти как еще один сын. В 15 лет он с трудом поступил в Кёнигсбергский университет, где в течение трех лет вел ничем не примечательную студенческую жизнь. Позже он писал, что именно влияние Канта позволило ему избежать “обычного унизительного пути, по которому идет большинство художников нашего времени”. Как и другие молодые художники XVIII века, Райхардт начал свою карьеру с многолетних путешествий. Первое из его путешествий началось весной 1771 года с гастролей по музыкальным и литературным центрам Северной Германии; он познакомился с И.А.П. Шульцем, Рамлером, Фридрихом Николаи, Францем Бендой, И.А. Хиллером, И.Г. Науманном, К.Ф.Э. Бахом, Лессингом, Клопштоком и Клавдиусом. Во время этого путешествия он провел два продолжительных периода в Берлине, где присутствовал на постановках опер Грауна и Хассе в приходящей в упадок королевской опере и ораторий на публичных концертах, некоторое время учился у Кирнбергера и был глубоко впечатлен своим первым значительным прослушиванием музыки Генделя. В Лейпциге он начал и быстро закончил обучение в университете, посещал концерты Хиллера и погрузился в сочинение вокальной музыки и зингшпиле; в Дрездене он некоторое время занимался у Гомилия, бывшего ученика И.С. Баха. На концерте в Праге ему пришлось играть на чужой скрипке, заложив свою собственную. В сентябре 1774 года он вернулся в Кёнигсберг со стопкой юношеских сочинений, монографией о немецкой комической опере и большой коллекцией путевых заметок. Монография была опубликована в том же году под названием "Немецкая комическая опера"; отрывки из его путевых заметок, а также письма, написанные в то же время, были опубликованы в двух томах в 1774 и 1776 годах под названием "Краткие сведения о событиях в музыке будущего". Около года Рейхардт занимал пост государственного чиновника. В сентябре 1775 года, узнав, что Фридрих Великий ищет капельмейстера для королевской берлинской оперы, который сменил бы Дж.Ф. Агриколу, он написал Фридриху письмо, в котором смело рекомендовал себя как достойного продолжателя стиля Грауна и приложил партитуру своей оперы "Праздник галанти", написанной в подражание Грауну и Хассе во время его пребывание в Берлине. К концу года, когда ему исполнилось 23 года, он занял важный пост. Никогда не собираясь продолжать свое юношеское подражание старым стилям за пределами "Галантного праздника", Райхардт, тем не менее, стал режиссером опер Хассе и Грауна, время от времени дополняя их под пристальным наблюдением короля, чтобы удовлетворить потребности стареющих, отказывающихся сотрудничать певцов; его собственные, более прогрессивные оперные творения игнорировались. В качестве компенсации он посвятил больше своей энергии писательству и сочинению драматических произведений, настолько непохожих на старые итальянские оперы, насколько это было возможно. В 1777 году он написал мелодраму "Цефал и Прокрис", предназначенную для процветающего нового немецкого театра (хотя первое представление состоялось в Гамбурге). Он мог надолго уезжать из Берлина и проводил время в Гамбурге, Дессау, Веймаре и Кенигсберге. В 1776 году он женился на Джулиане Бенда, дочери Франца Бенды, и снова женился вскоре после ее смерти в 1783 году. В эти годы он поддерживал дружеские отношения с такими выдающимися современниками, как К.Ф. Николаи, Хаманн, Клопшток, Гердер, Лафатер, Мозес Мендельсон и Гете. Его дом был местом встреч художников и интеллектуалов; Мальчиком Людвиг Тик был товарищем по играм своего пасынка, и культурная атмосфера дома Райхардтов оказала на него сильное влияние. Поездка по оперным делам в 1783 году привела к личному знакомству с Лафатером и позволила Рейхардту встретиться с Галуппи в Венеции, а также с Глюком и императором Иосифом II в Вене. В Италии на него произвели сильное впечатление недавно заново открытые произведения Палестрины; в Вене он с увлечением слушал, как стареющий Глюк лично демонстрирует поэтическую декламацию. В 1783 году он основал Берлинский концертный зал Spirituel в подражание парижскому учреждению с таким названием, где исполнялась его собственная музыка и музыка таких композиторов, как Гайдн и Гендель. Очередной отпуск в 1785 году привел его в Англию и Францию. В Париже он начал сочинять по заказу две оперы "Тамерлан" и "Пантея", когда в октябре 1785 года ему пришлось вернуться в Берлин. Ему был предоставлен дальнейший отпуск, и в начале 1786 года он вернулся в Париж, по пути закончив "Тамерлана"; но трудности с контрактом задержали постановку, и вскоре он понял, что непостоянные парижане потеряли к нему интерес за время его отсутствия. Он дал выход своему разочарованию и негодованию в обвинительном акте, адресованном "музыкальной публике", который принес ему репутацию высокомерного человека. После смерти Фридриха Великого в 1786 году новый король Фридрих Вильгельм II наделил Рейхардта всеми полномочиями капельмейстера, повысил ему жалованье, нанял новых музыкантов, отремонтировал оперный театр и позволил, наконец, услышать музыку Райхардта. Райхардт стал более тесно общаться с участниками движения "Штурм и натиск". Он сотрудничал с Гете в создании оперетты "Клодина фон вилла Белла" (1789).; это была первая немецкая опера, успешно представленная при прусском дворе собственным капельмейстером, и для Райхардта она олицетворяла его двойную позицию дирижера итальянской придворной оперы и композитора немецких зингшпиля и песни. Но эта эпоха, ставшая вершиной его карьеры, закончилась преждевременно. Во время очередной поездки в Италию летом 1790 года был назначен новый капельмейстер, и среди музыкантов вспыхнули недовольство и ревность. В начале 1791 года, после тяжелой болезни, ему был предоставлен трехлетний отпуск с небольшими обязанностями и полным жалованьем. Он приобрел загородное поместье в Гибихенштейне, недалеко от Галле, и в начале 1792 года отправился в исследовательское путешествие по революционной Франции; по возвращении он опубликовал под псевдонимом ‘Дж. "Свобода", книга, написанная в поддержку революции (Vertraute Briefe über Frankreich). В 1794 году на него донесли королю как на республиканца, и в октябре того же года Рейхардт был отправлен в отставку без пенсии. К 1796 году он также отдалил от себя Шиллера и Гете своей критикой журнала "Die Horen", который Шиллер редактировал. С конца 1794 года до восшествия на престол Фридриха Вильгельма III в 1797 году Райхардт жил в Гамбурге и Гибихенштайне, активно занимаясь политической журналистикой и редактируя журналы "Франкрайх" и "Дойчланд". В 1796 году он был назначен директором соляных копей Галле, что давало ему возможность заниматься своими собственными интересами. Гибихенштайн стал "приютом романтизма" для таких художников и интеллектуалов, как фон Арним, братья Гримм, Жан-Поль, Шлейермахер, Новалис, Шлегель и Й.Х. Восс. Это был центр интеллектуального республиканизма, народной и романтической поэзии, народных песен и народного искусства. В 1806 году войска Наполеона оккупировали часть Пруссии, а также Галле и Гибихенштайн. Рейхардт и его семья бежали в северную Германию и, вернувшись в октябре 1807 года, застали поместье в Гибихенштайне в руинах. Через несколько месяцев обездоленный Райхардт был приглашен в Кассель Жеромом Бонапарте в качестве генерального директора театра и детского оркестра. Он относился к своей работе там без особого энтузиазма и к осени 1808 года снова отправился путешествовать, предположительно для того, чтобы нанять новых певцов для оперы; но он впал в немилость у своего нового покровителя, который примерно в то же время безуспешно предлагал Бетховену эту должность, и больше никогда не возвращался в Кассель. Он провел несколько месяцев в Вене, где встречался со своими знакомыми и был принят как знаменитый музыкант. В это время он написал один из своих самых содержательных путевых дневников - "Краткие сведения о музыке в Вене", повествующий о венской музыке в разгар ее самой знаменитой эпохи. Вернувшись в Гибихенштайн в июле 1809 года, у него едва хватало денег, чтобы прокормить семью, он был вынужден довольствоваться доходами от писательской деятельности до 1811 года, когда ему назначили небольшую пенсию. Он совершил еще несколько поездок - в Берлин, Лейпциг и Бреслау, но его блестящая репутация была утрачена. Он умер, почти забытый.

Ноты сочинений Иоганна Фридриха Райхардта на сайте библиотеки IMSLP