Рейха, Йозеф
1752 - 1795

Назад

Йозеф Рейха (Josef Reicha) - чешский виолончелист, композитор и дирижер

  • Родился 12 февраля 1752 г. - Чуденица, графство Клатовы.
  • Умер 5 марта 1795 г. - Бонн.

Дядя Антуана Рейхи. В 1761 году он отправился в Прагу, стал там мальчиком из церковного хора и брал уроки игры на виолончели у Франца Йозефа Вернера. В 1774 году он стал первым виолончелистом в капелле принца (Фюрста) Крафта Эрнста фон Эттинген-Валлерстайна в Швабии. Скрипач Антон Янич также играл в этой капелле, и Рейха совершил с ним несколько концертных туров, посетив, в частности, Франкфурт, Готию, Лейпциг и Вену. Рейха и Янич были гостями Леопольда Моцарта, когда те приезжали в Зальцбург с концертом в 1778 году. Рейха женился в 1779 году; детей у него не было, но он усыновил своего племянника Антуана и научил его игре на флейте, скрипке и фортепиано. В 1785 году кельнский курфюрст Максимилиан Франц назначил Рейху руководителем придворного оркестра в Бонне; в его состав входили Бетховен, а также Николаус Симрок, который позже опубликовал несколько первых изданий произведений Рейхи. Гайдн познакомился с Рейхой во время визита в Бонн в 1790 году. С 1789 года Рейха также руководил оркестром нового национального театра в Бонне, но в 1791 году заболел подагрой и был вынужден оставить свою музыкальную деятельность. Леопольд Моцарт писал своему сыну (29 января 1778 года), что игра Рейхи на виолончели отличалась удивительной легкостью, уверенностью интонации, правильным смычком, прекрасным тоном и высочайшей степенью экспрессии. Другой современник описал его как “очень хорошего руководителя оркестра”. На все работы Рейхи, написанные в Валлерстайне, оказали влияние работы его тамошних коллег: Игнаца фон Бике, Иоганна Георга Фельдмайра, Джозефа Фиалы, Антона Хутти, Антонио Розетти и П.А. Уайнбергера. Его виртуозный стиль предъявляет высокие требования к струнникам, и, сочиняя для виолончели, он предпочитает сложные пассажи в высоких регистрах. В письме к сыну от 29 января 1778 года об одном из виолончельных концертов Рейхи, вероятно, соч.4 №1, Леопольд Моцарт писал, что это "во многом в твоей собственной манере". Михаэлю Гайдну он тоже понравился. Духовые партиты Рейхи демонстрируют приятный стиль популярной в его время духовой музыки. Шидермайр (1925) привел примеры, показывающие, что и партиты, и его симфонии оказали влияние на Бетховена.

Ноты сочинений Йозефа Рейхи на сайте библиотеки IMSLP