Ребело, Жуан Лоренсу или Жуан Соареш
1610 - 1661
Назад
Rebelo, João Lourenço or João Soares

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жуану Лоренсу Ребело был португальским композитором начала барокко. В 1624 году он поступил мальчиком-служителем в капеллу герцога Браганса в Вила-Висоза, где его брат, падре Маркос Соарес Перейра, работал певцом, а с 1641 года — мастером капеллы. Ребело, вероятно, изучал музыку у мастера капеллы Роберто Торнара в Колежиу душ Сантуш Рейс Магуш, примыкавшей к капелле. Торнар также преподавал музыку молодому герцогу и будущему королю Жуану IV, и, несмотря на то, что Ребело был на шесть лет старше, он стал близким другом герцога и, по всей видимости, помогал развивать его музыкальные интересы.
В 1640 году Ребело и его брат Маркос сопровождали нового короля в Лиссабон. По сведениям источников, он страдал от психического расстройства, которое лечилось по указанию короля. В 1646 году Жуану IV назначил его командором Ордена Христа и предоставил ему несколько дополнительных льгот. Король посвятил Ребело свой трактат Defensa de la musica moderna contra la errada opinion del obispo Cyrilo Franco (Защита современной музыки против ошибочного мнения епископа Сирило Франко) своему давнему другу, высоко оценивая его труды и признавая помощь Ребело в развитии музыкальной культуры.
Два дня до смерти короля в 1656 году Жуану IV завещал издать сборник духовных произведений Ребело, указав, чтобы композитор оставил дюжину копий в Королевской библиотеке, а остальные разослал в Испанию, Италию и другие страны. Печатное издание в 17 партитурах вышло в Риме на следующий год; большинство композиций датируются 1636–1653 годами. Библиотека Жуану IV, уничтоженная Лиссабонским землетрясением 1755 года, содержала также другие вокальные произведения Ребело, включая 17 вилянсиков.
Музыка Ребело, с её массивными полихоровыми эффектами, инструментальной партитурой и вокальными украшениями, представляет раннюю барочную традицию. На неё явно повлиял доступ к богатой музыкальной библиотеке Жуану IV и свобода, присущая его статусу композитора-любителя, что контрастирует с более консервативной и строгой традицией португальской соборной музыки того времени.
В 1652 году Ребело женился на дочери судьи; у них родилось трое детей. Портрет композитора хранится в герцогском дворце Вила-Висоза, а две строки музыки с его инициалами изображены на потолке одной из музыкальных комнат.
Ребело писал преимущественно духовную музыку для хоров и соборов. Его творчество отличается сложными полихоровыми структурами, богатой инструментальной партитурой и искусной вокальной орнаментацией. Многие произведения композитора создавались для многоголосого исполнения — от четырёх до пятнадцати голосов, включая мотеты и псалмы. Он также работал с королевскими заказами, демонстрируя высокий уровень профессионализма и свободу композиторской мысли, редкую для португальской музыки того времени.
Ноты сочинений Жуана Лоренсу или Жуана Соареша Ребело на сайте библиотеки IMSLP