Ребель, Франсуа
1701 - 1775

Назад

Франсуа Ребель (François Rebel) - французский скрипач, теорбист, дирижер, композитор и оперный режиссер

  • Родился 19 июня 1701 г. - Париж.
  • Умер 7 ноября 1775 г. - Париж.

Сын Жана-Фери Ребеля. В 1714 году он поступил в оркестр Королевской академии и 22 августа 1717 года получил место своего отца в оркестре 24 скрипки Короля. В июле 1723 года он отправился в Прагу со своим другом Франсуа Франкёром, чтобы посмотреть коронацию императора Карла VI, и там вместе с Тартини и Кванцем слушал оперу Фукса "Констанца и Фортецца". С тех пор карьеры Ребеля и Франкёра были неразрывно связаны. Они вместе играли скрипичные дуэты на концерте "Спиритуал" в 1726 году и создали свое первое совместное произведение - лирическую трагедию "Пираме и Фисбе", известную как "Опера для мальчиков" из-за молодости ее авторов. Ребель был единственным автором "Героической пасторали", поставленной в Королевской академии 24 января 1733 года полномочными послами Испании в честь рождения дофина. 23 июля 1733 года Ребель женился на Анне-Огюст де Вальжолли, дочери танцовщицы Франсуазы Прево. После смерти своей первой жены он женился на Анне-Жанне-Леонарде де ла Мартиньер и месяц спустя сменил Андре кардинала Дестуша на посту управляющего королевской камерной музыкой. 25 декабря 1734 года он был назначен руководителем "Спиритуал" концерта и с 1743 по 1753 год был инспектором Королевской академии вместе с Франкёром. Он также сменил своего отца на посту дирижера оперы с 1739 по 1748 год. Наконец, в 1757 году король предоставил "Бунтарю" (фр. Rebel - бунтарь) и "Французу" лицензию на управление оперой сроком на 30 лет. 22 сентября 1753 года он выдвинул кандидатуру Панкраса Руайе на пост мэтра музыкальной палаты. Он завершил свою карьеру, увенчанную почестями: в мае 1760 года Людовик XV пожаловал ему дворянство и произвел в кавалеры ордена Святого Мишеля. Однако серьезные финансовые, административные и эстетические трудности (последние были названы в связи с "Буффонной сценой") привели к тому, что 1 апреля 1767 года его лицензия на управление оперой была аннулирована. За десять лет существования в Академии было поставлено более 30 опер, в том числе произведения самих Ребеля и Франкёра, а также "Дардан" Рамо, "Галантерейщики" и "Кастор и Поллукс". В 1772 году король попросил Ребеля вернуться в оперу на должность генерального администратора, которую он покинул за несколько месяцев до своей смерти. Творчество Ребеля и Франкёра состоит в основном из произведений для сцены (оперы, балеты и дивертисменты). Трудно провести различие между участием этих двух людей в этих композициях, и когда их спрашивали на эту тему, они обычно отвечали: “Это произведение принадлежит нам обоим”. Ла Борд, однако, писал, что "сила" принадлежит Ребелю (бунтарю), а "чувства" - Франкёру. Ребель и Франкёр оставались сторонниками французской оперной традиции Люлли и Рамо. Их произведения пользовались популярностью, о чем свидетельствуют 33 последовательных постановки "Скандерберга" и новая редакция 1779 года, в которой "большинство дивертисментов были заново переработаны". Ребель написал несколько собственных произведений, и его помнят главным образом за блестящую карьеру театрального режиссера.

Ноты сочинений Франсуа Ребеля на сайте библиотеки IMSLP