Ребель, Жан-Фери
1666 - 1747

Назад

Жан-Фери Ребель (Jean-Fery Rebel) - Французский скрипач, клавесинист, дирижер и композитор

Родился  18 апреля 1666 года, Париж – умер 2 января 1747 года, Париж.

Ребель проявил талант к музыке в возрасте восьми лет. Обратив на себя внимание Люлли, он стал его учеником по скрипке и композиции. "Меркюр галант" упомянул его в декабре 1700 года как одного из "инструменталистов Оперы", сопровождавших Филиппа Анжуйского в Испанию. С 18 августа 1705 года он был музыкантом придворного оркестра «24 скрипки короля», а затем его концертмейстером и в оркестре Оперы. 30 марта 1718 года он получил от Мишеля-Ришара де Лаланда права на исполнение должности королевского камерного композитора, и он должным образом сменил своего шурина на этом посту после смерти Лаланда. Он и его сын Франсуа также были музыкантами в королевской капелле. У Ребеля были влиятельные покровители, которым он посвятил некоторые свои произведения, в том числе "Сонату Терпсикора" жене финансиста Джона Лоу и "Поэмы" принцу Кариньяну. Он женился на Клод-Катрин Кути и имел шестерых детей: Франсуа, Мадлен-Анжелик, Жан-Шарля, Элен-Жюли, Луизу-Анну и Анну-Луизу. С возрастом он постепенно отказывался от своих различных должностей в пользу своего сына Франсуа.

Работы Жана-Фери Ребеля носят светский характер. Его самые ранние произведения - это трио-сонаты и сонаты для скрипки и континуо, последняя написана около 1695 года и опубликована в 1712 году. Как камерный композитор Ребель, с одной стороны, был прямым продолжателем Люлли, памяти которого он посвятил скрипичную сонату «Гробница господина Люлли» (фр. Le Tombeau de M. Lully, то есть «Дань почтения Люлли»), а с другой — одним из первых французских авторов, обратившихся к итальянскому жанру сонаты. Таким образом, Ребель является одним из первых композиторов сонат во Франции, наряду с Шарпантье, Франсуа Купереном, Элизабет Жаке де ла Герр и Себастьяном де Броссаром. Ребель впервые стал сочинять балеты без пения (он называл их «танцевальными симфониями»). Танцевальная музыка Ребеля была чрезвычайно успешной. Такой его работой был каприз, поставленный для знаменитой мадемуазель Прево, оригинальное произведение под названием "Les Caractères de la danse»" (фр. "Характеры танца"). В разное время его исполнили самые известные танцовщицы того периода Мари Сале, Мари-Анн Купис де Камарго. Оно было даже поставлено в Англии в 1725 году. Произведение представляет собой своего рода попурри из различных модных в то время танцев. Ребель был первым французским композитором, который выделил танцу собственное место вне драматических представлений. Помимо новаторства, эти хореографические произведения свидетельствуют об искусстве Ребел с их игрой оркестровых тембров, их нюансами, их контрастами, создаваемыми сочетанием танцев в разных настроениях и их выдающимися ритмическими эффектами.

В оркестровой сюите «Элементы» или «Стихии» (фр. Les Élémens, 1738, авторский подзаголовок — «новая симфония») применил звуковую изобразительность — для изображения первоначального космического хаоса. Пьеса с таким же названием («Хаос») из этой сюиты считается одним из ранних образцов использования звуковую изобразительность в истории музыки[5]. Его гармоническая смелость, оркестровая окраска и оригинальность концепции делают «Хаос» шедевром французской инструментальной музыки 18-го века

Единственная опера Ребеля «Улисс» была поставлена в Королевской академии в 1703 году.

Ноты сочинений Жана-Фери Ребеля на сайте библиотеки IMSLP