Рацци, Джованни
1531 - 1611
Назад
Razzi, Giovanni

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Рацци, известный также под монашеским именем Серафино, был итальянским теологом, писателем, музыкальным редактором и композитором. Он и его брат получили фундаментальное гуманитарное образование. 28 июня 1549 года Джованни вступил в доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции как новик и принял религиозное имя Серафино.
Его ранняя деятельность преимущественно заключалась в проповедничестве, и в 1558 году он был рукоположён в священники. Помимо Сан-Марко, он провёл значительные периоды в Сан-Доменико в Перудже и позднее в Сан-Мария-Новелла во Флоренции. Многочисленные назначения и высокая репутация Рацци позволяли ему путешествовать по различным городам Италии и за её пределами. Его поездки во Францию описаны в автографе Fra Serafino Razzi: la prima parte de suoi viaggi fatti dal 1572–78 (MS, I-Fc Palat.37), а также сохранились записи о посещении им Абруццо (Viaggi in Abruzzo, ред. Б. Кардери, Л’Акуила, 1968).
Рацци внёс значительный вклад в литературу Контрреформации: при его жизни было опубликовано более двух десятков трактатов, проповедей и биографий доминиканских святых, а ряд других трудов, включая биографию Савонаролы, остались в рукописях.
Помимо теологической и литературной деятельности, Рацци активно занимался музыкой. Он собирал, редактировал и публиковал коллекции духовных песнопений (лауде), среди которых:
Эти публикации, вместе с первым сборником Анимуччиа (1563), были первыми изданными сборниками лауде после сборников Петруччи. Libro primo содержит около 70 анонимных композиций, многие из которых вошли в Santuario, который состоит в основном из текстов лауде и включает 31 одно- и двухголосные произведения на 24 страницах музыкального приложения. Некоторые тексты совпадают с источниками XV века, а многие тексты, не принадлежащие самому Рацци, написаны его современниками в Сан-Марко.
Помимо печатных сборников, четыре книги лауде, собранные Рацци, сохранились в автографической рукописи (I-Fc Palat.173). Первые три книги содержат около 130 композиций, в основном мелодии, некоторые из которых также появляются в опубликованных сборниках. Четвёртая книга, датированная 17 марта 1596 года, содержит лауде других авторов и завершена imprimatur от 11 декабря того же года, хотя неизвестно, была ли она опубликована. Мелодии некоторых лауде Рацци заимствованы из светских песен начала XVI века; выявлены связи с мадригалами Франческо де Лайолле и Верделота, а также с флорентийскими карнавальными песнями XV века и виллотами середины XVI века, включая Tre ciechi siamo Джованни Доменика да Нолы. Небольшое количество песнопений имеет ярко выраженный савонароловский оттенок и, вероятно, исполнялось в сообществах пьянони, к которым он был причастен, например, в монастыре Сан-Винченцо в Прато.