Раваль, Себастьян
1550 - 1604
Назад
Raval, Sebastián

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Себастьян Раваль был испанским композитором, монахом и солдатом, большую часть жизни проведшим в Италии. В юности он начал военную карьеру, служил в испанской армии во Фландрии и Сицилии. В июле 1579 года во время взятия Маастрихта он получил тяжёлое ранение и, став почти инвалидом, вступил в орден капуцинов. Однако строгая жизнь ордена оказалась для него непосильной. По его собственному признанию в одном из документов, Раваль пытался вступить в другие нищенствующие ордена, и лишь в 1592 году был принят в орден Святого Иоанна Иерусалимского (известный также как Мальтийский орден), получив соответствующее разрешение Святого Престола.
В период своих прошений Раваль находился при дворе герцога Урбино Франческо Марии II делла Ровере, где занимался музыкой. В 1592 году он отправился в Рим для получения рыцарского звания и вскоре выпустил первые музыкальные издания: сборник мотетов, книгу канцонетт и книгу мадригалов — все в течение пяти месяцев. В предисловии к мадригалам он отметил, что сочинил их в Урбино, а также упомянул музыкантов, перед которыми выступал в Риме, включая Кавальере дель Лиуто, Сципионе Дентиче и Лука Маранцио.
Среди других римских публикаций — книга Lamentazioni (Плач Иеремии) и сборник мадригалов, в основном для трёх голосов, часть которых была написана для знаменитой флорентийской певицы Виттории Арчилеи, для Эмилио де’ Кавальери и Карло Джезуальдо. В то время Раваль обещал выпустить мессы для пяти и восьми голосов, а также каноны для восьми и шестнадцати голосов, однако эти труды, похоже, так и не были опубликованы.
Чрезмерная самоуверенность Раваля привела к тому, что он вызвал на музыкальное состязание Джованни Марию Нанино и Франческо Сориано. Испанский композитор быстро и безусловно потерпел поражение. После этого унижения он покинул Рим и перебрался в Палермо на службу к сицилийскому аристократу Джованни Баттисте Тальявиа, герцогу Сан-Джованни и графу Каммарата. 28 апреля 1595 года Раваль получил должность капельмейстера в королевской капелле Сан-Пьетро в Палермо (ныне Капелла Палатина). Там он пользовался большой поддержкой испанских вице-королей, во многом благодаря своему происхождению, и регулярно получал прибавки к жалованию. После его смерти размер жалования был возвращён преемнику на прежний уровень.
В Сицилии Раваль снова вызвал соперника на состязание — молодого капельмейстера из Кальтаджироне Акилле Фальконе. Первое состязание принесло победу Фальконе, но Раваль обжаловал результат у вице-короля и настоял на повторном соревновании. На этот раз победа была отдана Равалю, вероятно, по причине испанского фаворитизма. Фальконе готовился к новому состязанию в Риме при участии Нанино и Сориано, но этому помешала его ранняя смерть. В 1603 году отец Акилле, Антонио Фальконе, опубликовал композиции, написанные обоими соперниками для первого состязания: мадригал, мотет, несколько канонов и ричеркар.
27 октября 1604 года место Раваля в Палермо занял Винченцо Галло, что свидетельствует о его смерти несколькими днями ранее.
Музыка Себастьяна Раваля отличается стремлением к контрапунктической сложности. Он часто использовал канонические приёмы, которые уже выглядели устаревшими для его времени. Консервативность его мышления проявляется в исправлениях, которые он вносил в произведения соперников. Так, он переработал мадригал Акилле Фальконе, созданный экспромтом: убрал необычный синкопированный зачин, предпочтя более традиционное вступление на сильной доле, и изменил мелодический оборот, чтобы избежать негармоничного прохождения. Однако его версия, хотя и более строгая, оказалась тяжеловесной и уступала свежести оригинала Фальконе.
Ноты сочинений Себастьяна Раваля на сайте библиотеки IMSLP