Ратгебер, Иоганн Валентин
1682 - 1750

Назад

Иоганн Валентин Ратгебер (Johann Valentin Rathgeber) - немецкий композитор

  • Родился 3 апреля 1682 г. - Оберльсбах.
  • Умер 2 июня 1750 г. - Банц, Кобург.

Самое раннее музыкальное образование он получил от своего отца, который совмещал должности деревенского органиста и школьного учителя. В 1701 году он поступил в Вюрцбургский университет для изучения теологии, а в 1704 году стал школьным учителем и органистом в Юлиусспитале в Вюрцбурге. В начале 1707 года он поступил в бенедиктинское аббатство Банц в качестве камерного музыканта и слуги аббата, а к концу года стал послушником. В 1711 году он был рукоположен в сан и примерно в то же время назначен хормейстером в Банце, должность, которую он занимал, с одним перерывом, до конца своей жизни. В 1721 году аугсбургская фирма Лоттера выпустила первое из его многочисленных изданий - сборник месс. Восемь лет спустя, когда он завоевал значительную репутацию композитора церковной музыки, он попросил разрешения покинуть Банц и отправиться в европейское турне; ему было отказано, и он остался без него. Он посетил Вюрцбург, Аугсбург, Бонн, Кельн, Трир и бенедиктинские дома в Швабии и вокруг Боденского озера. Одной из причин, побудивших его совершить это путешествие, по-видимому, был сбор информации об условиях исполнения и литургических обычаях в католических районах Германии; в предисловии к своему сочинению "Вечерня №9" он сказал, что добавил настройки псалмов Повечерия, поскольку, хотя повечерие и не было принято в его части Германии. В Германии это было более распространено в Рейнской области, и его попросили написать для этого музыку. Он также обратил свое внимание на светскую вокальную музыку. Первые два тома сборника популярных песен "Ор-вернигендес и Гемют-эргетзендес Тафель-конфект", которые он отредактировал и аранжировал, были опубликованы Лоттером в 1733 и 1737 годах соответственно. Хотя после возвращения в Банц Ратгебер был восстановлен в должности хормейстера и вновь принят в общину, после 1739 года он больше не создавал церковной музыки. Он продолжал работать над "Тафель-конфект", последний том которого вышел в 1746 году, а в 1743 году было опубликовано его последнее оригинальное сочинение, представляющее собой набор коротких и простых клавирных пьес. Он умер в 1750 году после продолжительной болезни. Ратгебера помнят в основном в связи с Тафель-Конфектом, но в свое время он также был чрезвычайно популярным и влиятельным композитором церковной музыки. Каталоги Лоттера показывают, что в середине XVIII века в Южной Германии наблюдался бум публикаций церковной музыки для среднего хора, и что Ратгебер был самым важным и плодовитым композитором в этой области в 1720-х и 1730-х годах; его первые два издания месс, стр.1 и 3, содержали редкую информацию о том, как звучала церковная музыка для среднего хора. Более того, вполне вероятно, что его произведения положили начало тенденции к созданию простой церковной музыки для приходских хоров; его сочинение №1 почти наверняка было первой публикацией такого рода, поскольку, хотя некоторые церковные произведения были опубликованы в Германии до 1720 года, почти все они были слишком сложными и богато исполненными, чтобы их можно было использовать. Большая часть духовных произведений Ратгебера состоит из богослужебных текстов и вечерних псалмов, которые пользовались наибольшим спросом в приходских церквях; но он также подготовил для всех других литургических мероприятий наборы приношений (общие песнопения, которые будут использоваться в этот момент мессы вместо соответствующих текстов)., литании, гимны, антифоны и постановки "Miserere" и "Stabat mater". Каждая публикация содержала большое количество музыки; большинство его томов "мессы" содержат восемь или более полных богослужебных текстов, а "Вечерня" - по меньшей мере четыре полных сборника псалмов для воскресений и различных категорий праздников, с магнификатами и антифонами. За исключением священных арий из соч.10, вся его церковная музыка написана для соло и хора, одной или двух скрипок и континуо, с дополнительными трубами и барабанами в некоторых произведениях. Однако некоторые издания, такие как "Вечерня" 1736 года, были предназначены для сельских районов, где хоры часто были небольшими и неполная музыка могла исполняться как минимум двумя голосами и органом, а две другие партии голоса и одна или обе партии скрипки были необязательными. Примерно до 1750 года южногерманская церковная музыка, издававшаяся в Южной Германии, имела стиль, отличный от стиля крупномасштабной католической церковной музыки, написанной в других странах, и от стиля лютеранских композиторов севера. Первой дошедшей до нас публикацией в этом стиле является сочинение Ратгебера op.1. Стиль компактен и не содержит контрапунктов; поскольку слова хорошо слышны и они почти не повторяются, музыка подходит для литургического использования. Ратгебер обладал значительным талантом сочинять хорошие мелодии, как для хора, так и для сольных исполнителей, так что, хотя текстура хора проста, а сольные партии не предъявляют чрезмерных требований, музыка не скучна. Большинство его мессовых движений и псалмов - сквозные композиции; он редко разбивал их на части и, за исключением Бенедикта на мессе, редко писал самостоятельные сольные арии. В своих ранних публикациях он разработал технику объединения длинных частей с помощью коротких повторяющихся мотивов, вокальных и инструментальных, в мелодии или басу. Но формы Ратгебера не стереотипны, и даже в его переложениях самых длинных и аморфных текстов псалмов обычно чувствуется структура. Ему также помогло очаровательное и образное, хотя и наивное, использование словесной живописи. В своих ариях из соч.10 он показал, что может также использовать более распространенные современные формы ритурнелло. Каждая из них - это движение да капо, но, в отличие от более поздних авторов священных арий, Ратгебер не подражал итальянскому стилю, и вокал написан едва ли более тщательно, чем в сольных пассажах его более масштабной музыки. Несмотря на то, что Ратгебер предпочитал простые текстуры и привлекательные мелодии, он не был прогрессивным композитором. Его мелодические и гармонические особенности, а также басовые партии прочно укоренились в стиле барокко. Это относится и к его инструментальной музыке: концерты op.6 - это concerti grossi для различных комбинаций инструментов; клавишные партии op.22, все в бинарной форме, являются барочными по звучанию, хотя, поскольку они совсем не контрапунктичны и состоят всего из двух частей, их эффект довольно тонкий. "Тафель-Конфект" содержит большую и разнообразную подборку популярных песен того периода, включая соло, дуэты и припевы, многие из которых называются кводлибетами. Некоторые из них сопровождаются инструментальным сопровождением, другие - просто фигурными басами. Простые, крепкие, часто предсказуемые мелодии похожи на мелодии песен, опубликованных примерно в то же время такими композиторами, как Телеман, хотя слова, часто состоящие из бессмысленных слогов или написанные на баварском диалекте, менее различимы.

Ноты сочинений Иоганна Валентина Ратгебера на сайте библиотеки IMSLP