Ратгебер, Иоганн Валентин
1682 - 1750
Назад
Rathgeber, Johann Valentin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Йоханн Валентин Ратгебер был немецким композитором. Первые музыкальные знания он получил у своего отца, который одновременно был органистом и школьным учителем в деревне. В 1701 году Ратгебер поступил в Вюрцбургский университет на факультет теологии, а в 1704 году стал школьным учителем и органистом при Юлиусшпитале в Вюрцбурге.
В начале 1707 года он поступил в бенедиктинское аббатство Банс в качестве камерного музыканта и слуги аббата, а к концу года стал послушником. В 1711 году его рукоположили, и примерно в то же время он был назначен капельмейстером при Бансском аббатстве — должность, которую занимал, с одним перерывом, до конца жизни. В 1721 году аугсбургская фирма Лоттер опубликовала первый том его произведений — сборник мес. В 1729 году Ратгебер предпринял попытку совершить европейский тур, но разрешение было отказано, и он отправился без официального согласия. Во время поездки он посетил Вюрцбург, Аугсбург, Бонн, Кёльн, Трир и бенедиктинские монастыри в Швабии и вокруг Боденского озера.
Одной из причин поездки было изучение условий исполнения и литургических обычаев католических регионов Германии. В предисловии к своим «Вечерням» (op.9) он упомянул, что добавил настройки псалмов комплиний, так как хотя в его родном регионе это не было обычным, в Рейнской области комплинии исполнялись чаще, и ему просили музыку для них. Он также занимался светской вокальной музыкой: первые два тома сборника популярных песен Ohren-vergnügendes und Gemüth-ergötzendes Tafel-Confect (Удовольствие для ушей и радость души. Столовое лакомство), который он редактировал и аранжировал, вышли в 1733 и 1737 годах.
После возвращения в Банс Ратгебер был восстановлен в должности капельмейстера, но после 1739 года больше не создавал церковной музыки. Он продолжал работать над Tafel-Confect, последний том которого вышел в 1746 году, а в 1743 году была опубликована его последняя оригинальная работа — сборник коротких и простых клавирных пьес. Ратгебер скончался в 1750 году после продолжительной болезни.
Ратгебер наиболее известен благодаря Tafel-Confect, но при жизни он был популярным и влиятельным композитором церковной музыки. Южная Германия испытывала бум публикаций церковной музыки для приходских хоров в первой половине XVIII века, и Ратгебер был самым значительным и плодовитым композитором в этом жанре. Его первые публикации мес, op.1 и 3, имели редкость — вторые издания. Его работы способствовали распространению простой церковной музыки для приходских хоров.
Большинство его духовных произведений составляют мессы и вечерние псалмы, востребованные приходскими церквями. Он также писал оффертории (общие мотеты, заменяющие Proper в мессе), литании, гимны, антифоны, настройки Miserere и Stabat Mater. Каждая публикация содержала большое количество музыки; большинство томов мес включают восемь и более полных настроек Ordinary, вечерние сборники — как минимум четыре полных набора псалмов для воскресных и праздничных дней, с Magnificat и антифонами.
Его музыка рассчитана на SATB соло и хор, одну-две скрипки и континуо, с опциональными трубами и барабанами. В некоторых публикациях, таких как Вечерни 1736 года, музыка предназначалась для сельских приходов с малыми хорами, где можно было исполнить сокращённые варианты с минимумом двух голосов и органом.
Стиль Ратгебера — компактный и неконтрапунктический, слова слышны ясно, музыка подходит для литургии. Он создавал мелодии для хора и солистов, делая музыку привлекательной, но простой. Большинство мес и псалмов — цельнокомпозированные, редко разделены на части; арии почти всегда интегрированы. Он применял короткие повторяющиеся мотивы для единства длинных частей, использовал эффект окрашивания текста (word-painting), а в op.10 продемонстрировал способность писать арии в риторнельной форме.
Ратгебер не был прогрессивным композитором: его гармония, мелодика и басы прочно связаны с барочной традицией. Концерты op.6 — concerti grossi, клавирные пьесы op.22 в двучастной форме, барочны, но неконтрапунктичны. Tafel-Confect содержит разнообразные популярные песни, соло, дуэты и хоры, многие из которых — quodlibets; некоторые с инструментальным сопровождением, другие с континуо. Мелодии просты, прямолинейны и похожи на сочинения Телемана.
Священные произведения (Аугсбург, опусы 1–20):
Светские произведения:
Ноты сочинений Иоганна Валентина Ратгебера на сайте библиотеки IMSLP