Ратгебер, Иоганн Валентин
1682 - 1750

Назад

Rathgeber, Johann Valentin

  • Дата рождения: 3 апреля 1682
  • Место рождения: Оберельсбах, близ Фульды, Германия
  • Дата смерти: 2 июня 1750
  • Место смерти: Банс, близ Кобурга, Германия

Биография

Йоханн Валентин Ратгебер был немецким композитором. Первые музыкальные знания он получил у своего отца, который одновременно был органистом и школьным учителем в деревне. В 1701 году Ратгебер поступил в Вюрцбургский университет на факультет теологии, а в 1704 году стал школьным учителем и органистом при Юлиусшпитале в Вюрцбурге.

В начале 1707 года он поступил в бенедиктинское аббатство Банс в качестве камерного музыканта и слуги аббата, а к концу года стал послушником. В 1711 году его рукоположили, и примерно в то же время он был назначен капельмейстером при Бансском аббатстве — должность, которую занимал, с одним перерывом, до конца жизни. В 1721 году аугсбургская фирма Лоттер опубликовала первый том его произведений — сборник мес. В 1729 году Ратгебер предпринял попытку совершить европейский тур, но разрешение было отказано, и он отправился без официального согласия. Во время поездки он посетил Вюрцбург, Аугсбург, Бонн, Кёльн, Трир и бенедиктинские монастыри в Швабии и вокруг Боденского озера.

Одной из причин поездки было изучение условий исполнения и литургических обычаев католических регионов Германии. В предисловии к своим «Вечерням» (op.9) он упомянул, что добавил настройки псалмов комплиний, так как хотя в его родном регионе это не было обычным, в Рейнской области комплинии исполнялись чаще, и ему просили музыку для них. Он также занимался светской вокальной музыкой: первые два тома сборника популярных песен Ohren-vergnügendes und Gemüth-ergötzendes Tafel-Confect (Удовольствие для ушей и радость души. Столовое лакомство), который он редактировал и аранжировал, вышли в 1733 и 1737 годах.

После возвращения в Банс Ратгебер был восстановлен в должности капельмейстера, но после 1739 года больше не создавал церковной музыки. Он продолжал работать над Tafel-Confect, последний том которого вышел в 1746 году, а в 1743 году была опубликована его последняя оригинальная работа — сборник коротких и простых клавирных пьес. Ратгебер скончался в 1750 году после продолжительной болезни.

Творчество

Ратгебер наиболее известен благодаря Tafel-Confect, но при жизни он был популярным и влиятельным композитором церковной музыки. Южная Германия испытывала бум публикаций церковной музыки для приходских хоров в первой половине XVIII века, и Ратгебер был самым значительным и плодовитым композитором в этом жанре. Его первые публикации мес, op.1 и 3, имели редкость — вторые издания. Его работы способствовали распространению простой церковной музыки для приходских хоров.

Большинство его духовных произведений составляют мессы и вечерние псалмы, востребованные приходскими церквями. Он также писал оффертории (общие мотеты, заменяющие Proper в мессе), литании, гимны, антифоны, настройки Miserere и Stabat Mater. Каждая публикация содержала большое количество музыки; большинство томов мес включают восемь и более полных настроек Ordinary, вечерние сборники — как минимум четыре полных набора псалмов для воскресных и праздничных дней, с Magnificat и антифонами.

Его музыка рассчитана на SATB соло и хор, одну-две скрипки и континуо, с опциональными трубами и барабанами. В некоторых публикациях, таких как Вечерни 1736 года, музыка предназначалась для сельских приходов с малыми хорами, где можно было исполнить сокращённые варианты с минимумом двух голосов и органом.

Стиль Ратгебера — компактный и неконтрапунктический, слова слышны ясно, музыка подходит для литургии. Он создавал мелодии для хора и солистов, делая музыку привлекательной, но простой. Большинство мес и псалмов — цельнокомпозированные, редко разделены на части; арии почти всегда интегрированы. Он применял короткие повторяющиеся мотивы для единства длинных частей, использовал эффект окрашивания текста (word-painting), а в op.10 продемонстрировал способность писать арии в риторнельной форме.

Ратгебер не был прогрессивным композитором: его гармония, мелодика и басы прочно связаны с барочной традицией. Концерты op.6 — concerti grossi, клавирные пьесы op.22 в двучастной форме, барочны, но неконтрапунктичны. Tafel-Confect содержит разнообразные популярные песни, соло, дуэты и хоры, многие из которых — quodlibets; некоторые с инструментальным сопровождением, другие с континуо. Мелодии просты, прямолинейны и похожи на сочинения Телемана.

Произведения

Священные произведения (Аугсбург, опусы 1–20):

  • op.1 Octava musica, 4 голоса, 2 скрипки, bc (1721, 2/1728) — 8 мес, второе издание добавляет 2 реквиема (Октава музыки)
  • op.2 Cornu-copiae vesperarum diversarum, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1723) — 6 вечерен, 4 антифона, литания (Рог изобилия различных вечерен)
  • op.3 Novena principalis Constantiniana, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1725) — 9 мес (Главная константинская новена)
  • op.4 Sacra anaphonesis, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1726) — 24 оффертории (Священная анафонеза)
  • op.5 Harmonia Mariano-Musica, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1727) — 6 литаний, 15 антифонов (Гармония музыки Марии)
  • op.7 Decas Mariano-Musica, 4 голоса, 2 скрипки, 2 альта, 2 трубы, bc (1730) — 10 мес (Дека музыки Марии)
  • op.8 Harmonia lugubris, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, 3 тромбона по желанию, bc (1731) — 6 реквиемов, 2 Libera me (Печальная гармония)
  • op.9 Psalmodia vespertina, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, timp по желанию, bc (1732) — 4 вечерни (Вечерняя псалмодия)
  • op.10 Vox sonora decantans, 1 голос, 2 скрипки, альт, bc (1732) — 8 латинских арий, 8 немецких арий (Звучащий голос)
  • op.11 Columba sacra, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1732) — 36 гимнов (Святая голубка)
  • op.12 Missale tum rurale tum civile, 1–4 голоса, 1–2 скрипки, 2 трубы по желанию, bc (1733) — 12 мес, 2 реквиема (Мессы для деревни и города)
  • op.13 Cithara Davidis poenitentis, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, 3 тромбона по желанию, bc (1734) — 6 Miserere, 6 Tantum ergo (Цитара покаявшегося Давида)
  • op.14 Holocaustoma ecclesiasticum, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, timp по желанию, bc (1734–35) — 60 офферторий, 18 антифонов, 3 Tenebrae (Церковный холокауст)
  • op.15 Dominicale, 4 голоса, bc, инструменты по желанию (1735) — 50 офферторий (Доминикаль)
  • op.16 Antiphonale Marianum, 4 голоса, 2 скрипки, bc (1736) — 24 антифона (Марийское антифонарий)
  • op.17 Psalterium iucundum, 2 голоса, орган, 2 голоса по желанию, инструменты по желанию (1736) — 4 вечерни, 5 псалмов (Приятный псалтырь)
  • op.18 Cultus Marianus, 1–4 голоса, 2 трубы по желанию, 2 гобоя по желанию, timp по желанию, bc (1736) — антифоны, литания (Марийское служение)
  • op.19 Sacrum quadriformae, 4 голоса, 2 скрипки, 2 трубы по желанию, 2 тромбона по желанию, timp по желанию, bc (1738) — 4 мессы (Священное четырёхформие)
  • op.20 Hortus noviter exstructus, 4 голоса, 2 скрипки, bc (1739) — 30 офферторий (Новозасаженный сад)

Светские произведения:

  • op.6 Chelys sonora (1728) — 24 концерта; 2 скрипки, bc, 7 с соло скрипкой, 6 с 2 трубами, 2 с соло трубой, 4 с 2 трубами по желанию (Звучащая кифа)
  • Ohren-vergnügendes und Gemüth-ergötzendes Tafel-Confect (1733, 1737, 1746) — 1–4 голоса, bc/виолончель, 2 скрипки по желанию (Удовольствие для ушей и радость души. Столовое лакомство)
  • op.22 Musikalisches Zeitvertreib (1743) — 60 клавирных арий, последние 10 пасторали на Рождество (Музыкальное времяпрепровождение)

Ноты сочинений Иоганна Валентина Ратгебера на сайте библиотеки IMSLP