Раси, Франческо
1574 - 1621

Назад

Франческо Раси (Francesco Rasi) - итальянский композитор, тенор, исполнитель на китарроне и поэт

  • Родился 14 мая 1574 г. - Ареццо.
  • Умер 30 ноября 1621 г. - Мантуя.

Он родился в известной семье, которая позже служила при дворах Медичи и Гонзага. В октябре 1592 года он поступил в Пизанский университет, а летом 1594 года стал учеником Джулио Каччини. В начале 1590-х годов он выступал в Риме под патронажем великого герцога Тосканского Фердинандо I. Эмилио де Кавальери в письме из Рима от 16 декабря 1593 года сообщал о большом успехе Раси как певца и исполнителя на читарроне и убеждал великого герцога увеличить ему жалованье, поскольку рассматривались кандидатуры на другие должности. В 1594 году он, возможно, поступил на службу к Джезуальдо и впоследствии побывал в Ферраре, Венеции и Неаполе. Он совершил поездку в Польшу и вернулся в Италию в ноябре 1597 года. В письме от 17 ноября 1598 года Кавальери сообщал, что Рази принял предложение герцога Мантуанского. Вероятно, он служил Гонзага до конца своей жизни. Рази был во Флоренции в 1600 году, когда он пел в первых постановках "Эвридики" Пери (в роли Аминты) и "Похищения Чефала" Каччини. Оба композитора высоко оценили его мастерство. В Мантуе в 1607 году он почти наверняка исполнил заглавную роль в "Орфее" Монтеверди. Позже, в 1607 году, его пение получило высокую оценку на морском курорте близ Генуи, где он аккомпанировал Фердинандо Гонзаге. В 1608 году в Мантуе он пел в первых постановках "Дафны" Марко да Гальяно (в роли Аполлона) и "Арианны" Монтеверди. Позже, в 1608 году, он побывал во Франции и Нидерландах. В начале 1610 года Раси вместе с сообщниками был приговорен в Тоскане к повешению, распятию и четвертованию за убийство слуги своей мачехи и за то, что чуть не убил свою мачеху; он бежал из Тосканы благодаря покровительству Гонзага, которые организовали ему побег в Турин. В конце концов приговор был отменен в 1620 году с условием, что он никогда не вернется в Ареццо. В начале 1612 года он стал членом Филармонической академии в Вероне. Позже в том же году он отправился в Прагу, чтобы почтить нового императора Матьяша. Во время своего возвращения он посвятил принцу-архиепископу Зальцбургскому рукопись духовных и светских песен для одного-трех голосов; сольные песни были одними из самых ранних итальянских монодий к северу от Альп. В 1614 году в Мантуе он опубликовал свое первое поэтическое издание; оно состоит из трех частей (третья часть ныне утрачена) и содержит оды, мадригалы, сонетты, канцони, диалоги и скерцио. В 1617 году он написал оперу "Сибела", посвященную свадьбе Фердинандо Гонзага и Катерины Медичи; однако тогда она не была исполнена, а музыка утрачена, хотя текст сохранился в его семитомном собрании светской и духовной поэзии "La cetra di sette corde". (Венеция, 1619), а также другое либретто "Эльвидия Рапита". Между 1618 и 1620 годами Раси опубликовал еще один том монографий, ныне утраченный. В 1621 году он вновь посетил Флоренцию, Рим и Савону, а 4 сентября того же года женился на Алессандре Боккинери в Пистойе, но умер менее чем через три месяца. Его смерть была оплакана в недатированном стихотворении Чиабреры. Два сохранившихся сборника монодий Раси, "Музыкальные стихи" (1608) и "Мадригалы" (1610), содержат 42 пьесы, все, кроме двух, для тенора: они включают 24 мадригала, четыре сонета, две оттавы, две терцовые композиции и десять строфических арий. Тексты приписываются в основном самому Раси; в других случаях они принадлежат Петрарке, Кьябрере, Гуарини, Марино, Бернардо Тассо, Джулио Строцци или Алессандро Каппони. Стиль мадригалов в целом схож с стилем Джулио Каччини. Лирические вокальные партии, ритм которых чувствителен к тексту, иногда дополняются каденциями и важными словами. Диссонансы в основном сводятся к переходящим нотам и паузам. Короткие строфические арии, многие из которых называются "канцонеттами", содержат множество последовательных паттернов и переход от ноты к ноте между голосом и басовой линией. Самые впечатляющие песни - это те, которые содержат более впечатляющие тексты: сонеты "Che fai", "alma", "che pensi"? и "Ферма", "Терсилла миа" содержат больше диссонансов, вокальных скачков и хроматического письма, чем обычно; две оттавские партии - "Ахи фуггитиво, бен, приходи ко мне" и "Востро, ты мой сын" - представляют собой тщательно продуманные вариации на тему формулы Руджеро, а терцовая композиция для баса "Что такое любовь к Омбре" написана в схожем виртуозном стиле со строфическими вариациями. Рукопись 1612 года содержит четыре латинских мотета, шесть строфических песен и мадригал, все с продолжением. Пять пьес для сольного голоса в основном написаны слогами и включают один строфический речитатив. В четырех дуэтах вокальные партии иногда чередуются в форме диалога, а иногда объединяются в параллельном движении. Две другие ансамблевые пьесы, для двух и трех голосов соответственно, строго гомофоничны. Четыре диалога в книге Раси "Диалоги о взаимопонимании" (1620), написанной на его собственные тексты и напечатанной в 1614 году, предназначены для трех сольных певцов с продолжением. В первых трех произведениях персонажи последовательно вводятся в декламационных речитативах, которые завершаются более лирическими припевами. Далее в каждом диалоге речитативные фрагменты чередуются с короткими самостоятельными фрагментами для различных сочетаний голосов, большинство из которых представляют собой простые гомофонические настройки строфических текстов; но два дуэта ("Фра кванти май", "фра кванти кванти" во втором диалоге и "Чи спреззи л'эмпиа сорт" в четвертом) включают подражательные пассажи и длинные украшения. Для заключительных частей первого и второго диалогов соответственно Раси снова использовал музыку дуэта "Бель Маттин" и трио "О сольном послании авроры" из рукописи 1612 года.

Ноты сочинений Франческо Раси на сайте библиотеки IMSLP