Раси, Франческо
1574 - 1621

Назад

Rasi, Francesco

  • Дата рождения: 14 мая 1574
  • Место рождения: Ареццо, Италия
  • Дата смерти: 30 ноября 1621
  • Место смерти: Мантуя, Италия

Биография

Франческо Раси был итальянским композитором, тенором, исполнителем на киттароне и поэтом. Он родился в знатной семье, которая позже служила при дворах Медичи и Гонзага. В октябре 1592 года он поступил в Университет Пизы, а летом 1594 года стал учеником Джулио Каччини. В начале 1590-х Раси выступал в Риме под покровительством великого герцога Фердинандо I Тосканского. Эмилио де Кавальери в письме от 16 декабря 1593 года сообщал о больших успехах Раси как певца и исполнителя на киттароне и рекомендовал герцогу повысить его жалование, так как ему предлагались другие позиции.

В 1594 году Раси, вероятно, поступил на службу к Гезуальдо и затем путешествовал по Ферраре, Венеции и Неаполю. Он совершил поездку в Польшу, вернувшись в Италию к ноябрю 1597 года. В письме от 17 ноября 1598 года Кавальери сообщил, что Раси принял предложение герцога Мантуи и, вероятно, служил Гонзага до конца жизни.

В 1600 году Раси находился во Флоренции, где исполнял партии в первых постановках оперы Перри Euridice (Эвридика, роль Аминты) и Каччини Il rapimento di Cefalo (Похищение Кефала). Оба композитора высоко оценили его мастерство. В Мантуе в 1607 году он почти наверняка создал заглавную роль в опере Монтеверди Orfeo (Орфей). В том же году его пение получило высокую оценку на побережье возле Генуи, где он сопровождал Фердинандо Гонзага.

В 1608 году в Мантуе он участвовал в первых постановках опер Марко да Гальяно Dafne (Дафна, роль Аполлона) и Монтеверди Arianna (Ариадна). Позже в 1608 году Раси находился во Франции и в Нидерландах. В начале 1610 года в Тоскане он вместе с соучастниками был приговорён к повешению, четвертованию и расчленению за убийство слуги своей мачехи и покушение на саму мачеху, но благодаря защите Гонзага ему удалось бежать в Турин. Приговор был аннулирован только в 1620 году при условии, что он никогда не вернётся в Ареццо.

В начале 1612 года он стал членом Филармонической академии в Вероне. В том же году он совершил поездку в Прагу в честь нового императора Матфея и по возвращении посвятил архиепископу Зальцбурга рукопись с духовными и светскими песнями на один-три голоса, которые стали одними из первых итальянских монодий севернее Альп. В 1614 году в Мантуе он опубликовал первую часть своих поэтических произведений (в три части, третья часть утрачена), включавших оды, мадригалы, сонеты, канцоны, диалоги и шутки. В 1617 году он написал оперу Cibele, ed Ati (Цибела и Ати) для свадьбы Фердинандо Гонзага и Катерины Медичи, однако она не была исполнена, и музыка утрачена. Текст сохранился в его семитомной коллекции светской и духовной поэзии La cetra di sette corde (Семиструнная цитра, Венеция, 1619), наряду с либретто Elvidia rapita (Похищённая Эльвидия). Между 1618 и 1620 годами Раси опубликовал ещё один том монодий, который ныне утрачен. В 1621 году он вновь посетил Флоренцию, Рим и Савону, а 4 сентября женился на Алессандре Боккинери в Пистойе, но скончался менее чем через три месяца. Его смерть была оплакивана в стихотворении Кьябрера.

Творчество

Две сохранившиеся коллекции монодий Раси — Vaghezze di musica (1608) (Очарования музыки) и Madrigali (1610) (Мадригалы) — содержат 42 произведения, большинство из которых для тенора. Включают 24 мадригала, 4 сонета, 2 оттавы, 2 обработки терца-римы и 10 строфических арий. Тексты в основном принадлежат самому Раси; остальные — Петрарке, Кьябрера, Гуарини, Марине, Бернардо Тассо, Джулио Строззи и Алессандро Каппони. Стиль мадригалов близок к стилю Джулио Каччини, с лирическими вокальными линиями, чувствительно подчинёнными тексту, с украшениями на каденциях и ключевых словах. Диссонансы ограничены проходящими нотами и суспензионами. Строфические арии содержат многочисленные последовательные фигуры и движение голос–бас «нота к ноте».

В рукописи 1612 года четыре латинские мотеты, шесть строфических песен и один мадригал с континуо. Пять сольных пьес преимущественно слоговые с одним строфическим речитативом. В четырёх дуэтах линии чередуются в диалогическом стиле или движутся параллельно. Два ансамбля на два и три голоса строго гомофонные. Четыре диалога из Dialoghi rappresentativi (1620) (Представительные диалоги) для трёх солистов с континуо: первые три вводят персонажей в декламационных речитативах, завершающихся лирическими припевами; затем диалогические речитативы сочетаются с короткими независимыми пьесами, большинство гомофонических. Финальные части первых двух диалогов используют музыку дуэта Bel mattin (Прекрасное утро) и трио O del sol messaggia aurora (О, заря — вестница солнца) из рукописи 1612 года.

Произведения

Светские песни для одного голоса с бассо континуо:

  • Vaghezze di musica per una voce sola (Венеция, 1608) (Очарования музыки для одного голоса)
  • Madrigali di diversi autori (Флоренция, 1610) (Мадригалы различных авторов)
  • Musica di camera et chiesa (1612) (Камерная и церковная музыка)

Отдельные песни:

  • Ahi fuggitivo, ben come si tosto (Раси, 1608) (Ах, беглец, как быстро)
  • Arde nel cielo (2 голоса, Раси) (Пылает в небе)
  • Ardo, ma non ardisco il chius’ardore (G.B. Марино, 1608) (Я пылаю, но не осмеливаюсь закрыть страсть)
  • Bel mattin (Раси, 2 голоса) (Прекрасное утро)
  • Che fai, alma, che pensi? (Петрарка, 1608) (Что делаешь, душа, что думаешь?)
  • Cor mio, mentre vi miro (G.B. Гуарини, 1608) (Моё сердце, пока я вас наблюдаю)
  • Deh chi porge soccorso (Раси, 1608) (О, кто оказывает помощь)
  • Deh com’in un momento (Раси, 1608) (О, как мгновенно)
  • Dolci miei sospiri (G. Кьябрера, 1608) (Мои сладкие вздохи)
  • Dov’è la bella fede (Раси, 1608) (Где прекрасная вера?)
  • Dove misero mai (Кьябрера, 1610) (Где же несчастный?)
  • E si lieto il mio core (Раси, 1610) (И так ли радуется моё сердце)
  • Ferma, Tersilla mia (Раси, 1610) (Стой, моя Терсилла)
  • Filli mia, Filli dolce (G.B. Строззи, 1610) (Моя Филли, сладкая Филли)
  • Filli, mira che fuggono (Раси, 1608) (Филли, смотри, они бегут)
  • Filli, tu vuoi partire (Раси, 1610) (Филли, ты хочешь уйти)
  • Fillide, mira, o come bell’e chiaro (Раси, 1610) (Филлида, смотри, как прекрасна и ясна)
  • Galatea, mentre t’amai (Раси) (Галатея, пока я тебя любил)
  • Girate, occhi, girate (Кьябрера, 1608) (Вращайтесь, глаза, вращайтесь)
  • Hor ch’a noi rimena (Раси, 1608) (Теперь, когда он возвращается к нам)
  • Hor ch'è fuggit'è il giorno (Раси, 1608) (Теперь день сбежал)
  • Hor sò come da se ’l cor si disgiunge (Петрарка, 1608) (Теперь знаю, как сердце отделяется само)
  • Indarno Febo il suo bell’oro eterno (Кьябрера, 1608) (Напрасно Феб сжигает своё вечное золото)
  • Indarno, occhi, girate (Раси, 1608) (Напрасно, глаза, вращайтесь)
  • Luci liete (Раси, 1608) (Весёлые огни)
  • Messaggier di speranza (Кьябрера, 1608) (Вестники надежды)
  • Ne l’altrui braccia, ahi lasso (А. Гуарини, 1610) (В чужих объятиях, ах, увы)
  • Occhi che fia già mai (А. Каппони, 1610) (Глаза, что будет когда-либо)
  • Occhi sempre sereni (Раси, 1610) (Глаза всегда спокойные)
  • Occhi, si dolcemente amor vi move (Раси, 1610) (Глаза, так сладко движет вами любовь)
  • O che felice giorno (Раси, 1608) (О, какой счастливый день)
  • O del sol messaggia aurora (3 голоса, bc, Раси) (О, заря — вестница солнца)
  • O Filli mia, che tanto amai (Раси, 1608) (О, моя Филли, которую я так любил)
  • O dolcezza d’amore (Раси, 1610) (О сладость любви)
  • O pura, o chiara stella (Раси, 1610) (О чистая, о ясная звезда)
  • O rimembranz’amara (Раси, 1608) (О горькая память)
  • Perchè mia voce (Раси) (Почему мой голос)
  • Quel rosignuol che dolcement’a l’ombra (Раси, 1610) (Та соловушка, что сладко поёт в тени)
  • Schiera d’aspri martiri (Кьябрера, 1608) (Стая суровых мучеников)
  • Sento l’antica fiamm’incenerirsi (Раси, 1610) (Чувствую, как древний огонь сгорает)
  • Si da me pur mi desviano (Кьябрера, 1608) (Если от меня они уклоняются)
  • S’una fede amorosa un cor non finto (Петрарка, 1610) (Если сердце истинно в любящей вере)
  • Un guardo nò troppa pietate (Кьябрера, 1610) (Взгляд без чрезмерного сострадания)
  • Un guardo, ohimè, ch’io moro (Раси, 1610) (Взгляд, увы, я умираю)
  • Voi che l’anima mia (Раси, 1608) (Вы, кто мою душу…)
  • Voi pur vi dipartite (G.B. Гуарини, 1608) (Вы всё же расходитесь)
  • Vostro fui, vostro son (Б. Тассо, 1608) (Я был вашим, я ваш)

Священные песни из Musica di camera et chiesa (1612):

  • Egredimini (2 голоса) (Выходите)
  • Rorate coeli (1 голос) (Роса, небеса)
  • Vox dilecti mei (2 голоса) (Голос возлюбленного моего)
  • Vulnerasti cor meum (2 голоса) (Ты ранил сердце моё)

Опера:

  • Cibele, ed Ati (1617) (Цибела и Ати)

Мотеты:

  • Motetti … fatti da diversi musici servitori del serenissimo signor duca di Mantova, 1–4 голоса (Венеция, 1618) (Мотеты … выполненные различными музыкантами-служителями прославленного герцога Мантуи)

Диалоги:

  • Dialoghi rappresentativi (1620) (Представительные диалоги)

Ноты сочинений Франческо Раси на сайте библиотеки IMSLP