Раси, Франческо
1574 - 1621
Назад
Rasi, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Раси был итальянским композитором, тенором, исполнителем на киттароне и поэтом. Он родился в знатной семье, которая позже служила при дворах Медичи и Гонзага. В октябре 1592 года он поступил в Университет Пизы, а летом 1594 года стал учеником Джулио Каччини. В начале 1590-х Раси выступал в Риме под покровительством великого герцога Фердинандо I Тосканского. Эмилио де Кавальери в письме от 16 декабря 1593 года сообщал о больших успехах Раси как певца и исполнителя на киттароне и рекомендовал герцогу повысить его жалование, так как ему предлагались другие позиции.
В 1594 году Раси, вероятно, поступил на службу к Гезуальдо и затем путешествовал по Ферраре, Венеции и Неаполю. Он совершил поездку в Польшу, вернувшись в Италию к ноябрю 1597 года. В письме от 17 ноября 1598 года Кавальери сообщил, что Раси принял предложение герцога Мантуи и, вероятно, служил Гонзага до конца жизни.
В 1600 году Раси находился во Флоренции, где исполнял партии в первых постановках оперы Перри Euridice (Эвридика, роль Аминты) и Каччини Il rapimento di Cefalo (Похищение Кефала). Оба композитора высоко оценили его мастерство. В Мантуе в 1607 году он почти наверняка создал заглавную роль в опере Монтеверди Orfeo (Орфей). В том же году его пение получило высокую оценку на побережье возле Генуи, где он сопровождал Фердинандо Гонзага.
В 1608 году в Мантуе он участвовал в первых постановках опер Марко да Гальяно Dafne (Дафна, роль Аполлона) и Монтеверди Arianna (Ариадна). Позже в 1608 году Раси находился во Франции и в Нидерландах. В начале 1610 года в Тоскане он вместе с соучастниками был приговорён к повешению, четвертованию и расчленению за убийство слуги своей мачехи и покушение на саму мачеху, но благодаря защите Гонзага ему удалось бежать в Турин. Приговор был аннулирован только в 1620 году при условии, что он никогда не вернётся в Ареццо.
В начале 1612 года он стал членом Филармонической академии в Вероне. В том же году он совершил поездку в Прагу в честь нового императора Матфея и по возвращении посвятил архиепископу Зальцбурга рукопись с духовными и светскими песнями на один-три голоса, которые стали одними из первых итальянских монодий севернее Альп. В 1614 году в Мантуе он опубликовал первую часть своих поэтических произведений (в три части, третья часть утрачена), включавших оды, мадригалы, сонеты, канцоны, диалоги и шутки. В 1617 году он написал оперу Cibele, ed Ati (Цибела и Ати) для свадьбы Фердинандо Гонзага и Катерины Медичи, однако она не была исполнена, и музыка утрачена. Текст сохранился в его семитомной коллекции светской и духовной поэзии La cetra di sette corde (Семиструнная цитра, Венеция, 1619), наряду с либретто Elvidia rapita (Похищённая Эльвидия). Между 1618 и 1620 годами Раси опубликовал ещё один том монодий, который ныне утрачен. В 1621 году он вновь посетил Флоренцию, Рим и Савону, а 4 сентября женился на Алессандре Боккинери в Пистойе, но скончался менее чем через три месяца. Его смерть была оплакивана в стихотворении Кьябрера.
Две сохранившиеся коллекции монодий Раси — Vaghezze di musica (1608) (Очарования музыки) и Madrigali (1610) (Мадригалы) — содержат 42 произведения, большинство из которых для тенора. Включают 24 мадригала, 4 сонета, 2 оттавы, 2 обработки терца-римы и 10 строфических арий. Тексты в основном принадлежат самому Раси; остальные — Петрарке, Кьябрера, Гуарини, Марине, Бернардо Тассо, Джулио Строззи и Алессандро Каппони. Стиль мадригалов близок к стилю Джулио Каччини, с лирическими вокальными линиями, чувствительно подчинёнными тексту, с украшениями на каденциях и ключевых словах. Диссонансы ограничены проходящими нотами и суспензионами. Строфические арии содержат многочисленные последовательные фигуры и движение голос–бас «нота к ноте».
В рукописи 1612 года четыре латинские мотеты, шесть строфических песен и один мадригал с континуо. Пять сольных пьес преимущественно слоговые с одним строфическим речитативом. В четырёх дуэтах линии чередуются в диалогическом стиле или движутся параллельно. Два ансамбля на два и три голоса строго гомофонные. Четыре диалога из Dialoghi rappresentativi (1620) (Представительные диалоги) для трёх солистов с континуо: первые три вводят персонажей в декламационных речитативах, завершающихся лирическими припевами; затем диалогические речитативы сочетаются с короткими независимыми пьесами, большинство гомофонических. Финальные части первых двух диалогов используют музыку дуэта Bel mattin (Прекрасное утро) и трио O del sol messaggia aurora (О, заря — вестница солнца) из рукописи 1612 года.
Светские песни для одного голоса с бассо континуо:
Отдельные песни:
Священные песни из Musica di camera et chiesa (1612):
Опера:
Мотеты:
Диалоги:
Ноты сочинений Франческо Раси на сайте библиотеки IMSLP