Раселиус, Андреас
1563 - 1602
Назад

Андреас Раселиус (Andreas Raselius) - немецкий композитор
- Родился в 1563 году - Ханбах.
- Умер 6 января 1602 г. - Гейдельберг.
С 1581 года он учился в Гейдельберге, а в 1583 году стал преподавателем тамошней академии. Получив степень магистра, он покинул Гейдельберг в 1584 году по религиозным соображениям и нашел работу ассистента магистра и кантора в гимназии Поэтикум в Регенсбурге. В 1600 году Фридрих IV, принц-курфюрст Пфальца, вызвал его обратно в Гейдельберг на должность придворного капельмейстера. Раселиус был одним из самых выдающихся протестантских канторов второй половины XVI века, который, обладая обширным культурным опытом гуманистов, совмещал обязанности пастора и учителя с очень четкими целями. Работы по теории музыки отличаются системным подходом и содержат ценные коллекции музыкальных примеров; произведения варьируются от эпохи Сенфла до современника Раселиуса, Ласса. Название произведения 1594 года "Teutscher Sprüche auss den songlichen Evangeliis durchs gantze Jar", написанного в честь евангелистов, раскрывает второстепенную дидактическую цель, хотя сама музыка была специально предназначена для использования в церкви. Две коллекции хоралов 1591 и 1599 годов были одними из первых, кто продолжил усилия, начатые Лукасом Осиандером в 1586 году, по созданию хоральных декораций, подходящих для совместного пения. Однако композиции Раселиуса в этой форме намного превосходят произведения Осиандера в художественном плане не только потому, что они в основном для пяти голосов, но и из-за дополнительного, хотя и второстепенного, музыкального интереса к внутренним партиям. В сборнике 1591 года cantus firmus обычно звучит тенором; в целом он выделяется из-за того, что в нем больше значений, чем в сопровождающих его голосах. Сборники песнопений Раселиуса, основанные на текстах из Евангелий, были первыми на немецком языке, которые, по примеру соответствующих сборников на латыни Йоханнеса Ваннинга (1584 и 1590), составили годовой цикл. Опять же, настройки часто превосходят аналогичные произведения других композиторов, даже более поздних мастеров, таких как Вульпиус, Иоганн Кристениус и Мельхиор Франк; исключением можно считать только Демантия. В пятичастных мотетах Раселиус тщательно подчеркивал эмоциональное воздействие текста и умело противопоставлял повторяющиеся слова и фразы выразительному чередованию гомофонических и полифонических структур. Хотя фламандское и исконно немецкое влияние наиболее очевидно в коллекции 1594 года, более крупные композиции 1595 года показывают, что Раселиус был мастером итальянской полихоральной техники.
Ноты сочинений Андреаса Раселиуса на сайте библиотеки IMSLP