Рэмси, Роберт
.... - 1644

Назад

Ramsey, Robert

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: Великобритания
  • Дата смерти: 12 февраля 1644 (похоронен)
  • Место смерти: Кембридж, Англия

Биография

Английский композитор и баритон. Возможно, был родственником придворных трубачей с таким же именем шотландского происхождения, которые сопровождали короля в Лондон в 1603 году. Впервые упоминается в Книге Стюарда Тринити-колледжа в 1616 году, когда получил оплату за помощь колледжу во время визитов короля в Кембридж в марте и мае 1615 года. С этого времени и до своей смерти он занимал должность органиста и наставника хора в Тринити-колледже. В 1616 году подал прошение на степень MusB, практикуя искусство музыки семь лет, что позволяет предположить, что он был активен как композитор примерно с 1610 года.

Три его работы — Dialogues of Sorrow upon the Death of the Late Prince Henrie (Диалоги скорби по случаю смерти покойного принца Генри), Sleep fleshly birth (Спи, плотское рождение) и What tears, dear Prince (Какие слезы, дорогой принц) — являются траурными композициями в честь Генри, принца Уэльского, умершего в 1612 году, что указывает на возможность знакомства композитора с принцем через придворные связи в Шотландии и Англии. В 1622 году женился на Элизабет Райдинг (похоронена в Кембридже, 1667) и имел троих детей.

Музыка Рэмси отражает влияние современной итальянской музыки и зарождение раннего барочного стиля в Англии. Dialogues of Sorrow — это сложные контрапунктические ансамблевые песни для шести голосов и виол, резко отличающиеся от других диалогов на мифологические и библейские темы, которые рассчитаны на меньшие составы и представляют собой зачатки опер и ораторий. Постановка In guilty night (перефразированная версия 1 Царств 28:8–20) предвосхищает аналогичное произведение Пёрселла почти на полвека.

Большинство его сочинений — это произведения на английские и латинские литургические тексты. Латинские работы в большей степени соответствуют духу seconda pratica и, вероятно, предназначались не для Тринити, а для Питерхауса, где исполняли латинские тексты. Два латинских произведения — Te Deum и Jubilate — демонстрируют использование концертанто-текстур и хорового речитатива, которые своим ритмическим драйвом и гармонической смелостью напоминают церковную музыку Монтеверди нового стиля. Английский Service по стилю схож с Short Service Гиббонса.

Между этими стилевыми крайностями расположены мотеты и коллекты, где имитация сохраняет структурную функцию, хотя текстуры уже не полностью полифоничны. Выразительные диссонансы преобладают над красотой линий или имитационной переплетённостью. Антемна O come, let us sing unto the Lord (О, пойте Господу) выделяется современностью: чёткие длины фраз, ритмические модели, выразительные мелодические линии и заключительное Alleluia характерны для полной реставрационной антемы. Более ранняя мадригал-антема лучше всего проявляется в How are the mighty fallen (Как падшие могущественные) и When David heard that Absalon was slain (Когда Давид услышал о гибели Авессалома).

Творчество

Рэмси писал как английскую, так и латинскую церковную музыку, консортовые песни, диалоги, мадригалы и каноны. Его творчество сочетает контрапункт, концертантные элементы, выразительные диссонансы и разнообразные вокальные составы, демонстрируя переход от ренессансного стиля к раннему барокко в Англии.

Произведения

Латинская церковная музыка

  • Te Deum and Jubilate, 4 голоса (Те Деум и Юбилате)
  • Te Deum and Jubilate, 5 голосов (Те Деум и Юбилате)
  • Litany, 4 голоса (Литания)
  • In Monte Oliveti, 6 голосов (На Елеонской горе)
  • Inclina, Domine, 8 голосов (Склонись, Господи)
  • O Sapientia, 5 голосов (О Мудрость)
  • O vos omnes, 6 голосов (О вы все)
  • Donec gratus eram tibi, утраченное (Пока я был угоден Тебе)

Английская церковная музыка

  • Service (TeD, Jub, Ky, Lit, Cr, Mag, Nunc), 4 голоса (Служба)
  • Litany, 4 голоса, только начало (Литания)
  • Te Deum, начало (Те Деум)
  • Almighty and everlasting God, we humbly beseech, 5 голосов (Всемогущий и вечный Боже, мы смиренно молим)
  • Almighty and everlasting God, which hast given, начало, 5 голосов (Всемогущий и вечный Боже, который дал)
  • Almighty God, which hast given, 5 голосов, начало (Всемогущий Боже, который дал)
  • Almighty God, which hast knit together, начало, 5 голосов (Всемогущий Боже, который соединял)
  • Almighty God, who through thine only-begotten Son, начало, 5 голосов (Всемогущий Боже, который через Сына Единородного)
  • God, which as upon this day, 5 голосов (Боже, который в этот день)
  • Grant, we beseech thee, начало, 5 голосов (Даруй нам, молим Тебя)
  • Hear my prayer, O Lord, начало, 1/5 голосов, 4 виолы (Услышь мою молитву, Господи)
  • How are the mighty fallen, 6 голосов (Как падшие могущественные)
  • How doth the city remain desolate, начало, 6 голосов (Как город остаётся пустынным)
  • I heard a voice from heaven, начало, 5 голосов (Я услышал голос с небес)
  • My song shall be alway, начало, 1/4 голосов, орган (Моя песня будет всегда)
  • O come, let us sing unto the Lord, 5 голосов (О, пойте Господу)
  • O Lord, let me know mine end, только текст (Господи, дай мне знать конец мой)
  • We beseech thee, O Lord, начало, 5 голосов (Мы молим Тебя, Господи)
  • When David heard, 6 голосов (Когда Давид услышал)
  • Woe is me, начало, 6 голосов (Горе мне)

Консортовые песни, континуо-песни и диалоги

  • Dialogues of Sorrow upon the Death of the Late Prince Henrie, 1615, 6 голосов, 6 виол (Диалоги скорби по случаю смерти покойного принца Генри)
  • Песни: Go perjured man (Иди, лживый человек), 5 голосов, basso continuo; Thou maist be proud (Ты можешь гордиться), 1 голос, bc; What tears, dear Prince (Какие слезы, дорогой принц), 1 голос, bc
  • Диалоги: Charon, come hither, 2 голоса, bc; Charon, O Charon, 3 голоса, bc; Come, my Oenone, bc; Help, O help, kind Abraham, 2 голоса, bc; Howl not, you ghosts and furies, 3 голоса, bc; In guilty night, 3 голоса, bc; Vulcan, O Vulcan, 2 голоса, bc; Woe’s me, alas, 2 голоса, bc

Мадригалы

  • If plaints, laments or sorrows, 6 голосов (Если жалобы, стенания или скорби)
  • Long ago my heart I gave, 6 голосов (Давно я отдал своё сердце)
  • O how fortunate, 5 голосов (О, как счастливы)
  • Part we must & Yet of us both, 6 голосов (Нам расстаться, и всё же мы оба)
  • Since no desert, 6 голосов (Так как нет пустыни)
  • Sleep fleshly birth, 6 голосов (Спи, плотское рождение)
  • Why dost thou sing aye me, 6 голосов (Зачем ты всегда поёшь мне)
  • Wilt thou unkind now leave me weeping, 6 голосов (Оставишь ли ты меня плакать теперь, бездушный)

Прочие произведения

  • 2 канона: She weepeth sore in the night, 4 голоса (Она плачет сильно ночью)
  • Miserere mei, 3 голоса (Помилуй меня)

Ноты сочинений Роберта Рэмси на сайте библиотеки IMSLP