Рамо (1 - начало), Жан-Филипп
1683 - 1764
Назад

Жан-Филипп Рамо (1 - начало) (Jean-Philippe Rameau 1) - французский композитор и теоретик
- Крещён 25 сентября 1683 г. - Дижон.
- Умер 12 сентября 1764 г. - Париж.
Он был одной из величайших фигур в истории французской музыки, теоретиком европейского масштаба и ведущим французским композитором XVIII века. Он внес значительный вклад в кантату, мотет и, в особенности, в клавишную музыку, и многие из его драматических произведений стоят в одном ряду с произведениями Люлли и Глюка как вершины дореволюционной французской оперы.
Ранняя жизнь.
Его отец Жан, местный органист, был, по-видимому, первым профессиональным музыкантом в семье, которая впоследствии включала в себя нескольких известных клавишников: самого Жан-Филиппа, его младшего брата Клода и сестру Катрин, сына Клода Жан-Франсуа (эксцентричного "Неве де Рамо" из романа Дидро) и Жан-Лазаря, сводного брата Франсуа. Жан Рамо, основатель этой династии, занимал различные органные должности в Дижоне, некоторые из них одновременно; к ним относились коллегиальная церковь Сент-Этьен (1662-1689), аббатство Сен-Бенин (1662-1682), Нотр-Дам (1690-1709) и Сен-Мишель (1704-1714). Мать Жан-Филиппа, Клодин Демартинекур, была дочерью нотариуса из близлежащей деревни Джемо. Хотя она принадлежала к низшей знати, в ее семье, как и в семье ее мужа, многие занимались скромными делами. Жан-Филипп, седьмой из их 11 детей, был старшим оставшимся в живых сыном. Его родина все еще находится в районе Сен-Венсан на улице Сен-Мишель (сейчас улица Вайян). Несмотря на скромные средства, семья поддерживала влиятельные связи; например, крестные родители композитора оба происходили из знатных семей, связанных с бургундским парламентом. Первые 40 или более лет жизни Рамо можно восстановить лишь в общих чертах. Большую часть этого периода он провел в сравнительной безвестности французских провинций; только в возрасте 40 лет он начал проявлять себя как теоретик, а затем и как композитор. Сам он был скрытен в первой половине своей жизни: по словам Шабанона, “он никогда не делился подробностями своей жизни ни с друзьями, ни даже со своей женой мадам Рамо”. Рамо-отец, по-видимому, взял на себя ответственность за раннее музыкальное образование своих детей: "он учил их музыке еще до того, как они научились читать" (Марет). Вполне возможно, что в 1692 году или позже Жан-Филипп также брал уроки у Клода Дери, органиста церкви Сент-Шапель в Дижоне. В конце концов, возможно, уже в возрасте 12 лет его отправили в иезуитский колледж Годран. Там он познакомился с дидактическим музыкальным театром, который был важным элементом современной учебной программы иезуитов; вполне вероятно, что именно опыт участия в подобных постановках пробудил в нем интерес к опере, который, как он позже признался, возник у него в 12 лет. Однако никаких точных подробностей о постановках в Дижонской школе не сохранилось. Учитывая его более поздние достижения, удивительно, что юный Рамо ничем не отличился в колледже; по словам одноклассника, он пел или писал музыку во время уроков и ушел, не закончив курс. Некоторые анекдоты наводят на мысль, что в то время его письменный французский был неполноценен, и действительно, его прозаический стиль в теоретических работах и в других местах отличается недостаточной ясностью. После окончания школы Рамо отправился в Италию. Дата его отъезда из Дижона неизвестна; Маре предположил, что это было до того, как ему исполнилось 19 лет, но Декруа в биографической статье, основанной на материалах, собранных за 50 лет до этого, утверждает, что композитору было 18 лет. Визит был коротким – возможно, всего на несколько недель или месяцев, – и он никогда не выезжал за пределы Милана. Позже он признался Шабанону, что сожалеет о том, что не задержался в Италии подольше, где, как он полагал, он мог бы “усовершенствовать свой вкус”. Декруа утверждает, что Рамо вернулся во Францию в качестве скрипача с гастролирующей театральной труппой, которая выступала в различных городах Прованса и Лангедока. Если это правда, то речь шла о труппе Лионской оперы, и в этом случае Рамо, должно быть, присоединился к ней на юге Франции (а не в Милане, как утверждает Декруа). Однако не сохранилось никаких документальных свидетельств участия Рамо, и Декруа, возможно, даже перепутал композитора с танцмейстером Пьером Рамо (не родственником), который, как известно, в то время состоял в труппе. 14 января 1702 года Рамо был временно назначен музыкальным руководителем собора Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне. Однако к 1 мая он занял должность органиста в кафедральном соборе Клермона. Контракт, подписанный 30 июня, был рассчитан на шесть лет, хотя на самом деле Рамо отслужил не более четырех. К 1706 году он переехал в Париж, где, как говорят, поселился напротив монастыря Великих кордельеров (францисканцев), чтобы быть поближе к церкви, где Луи Маршан был органистом. К тому времени, когда в 1706 году была опубликована его первая книга "Сочинения клавесина", он сменил Маршана на посту органиста в иезуитском колледже на улице Сен-Жак (знаменитом коллеж Луи ле Гран, учениками которого в то время были его будущий коллега Вольтер); он также был органистом в “отцы Милосердия” (мерседарцы). 12 сентября 1706 года он выиграл конкурс на должность органиста в церкви Святой Мадлен-ан-ла-Сите, но когда судьи узнали, что он не желает отказываться от двух других своих должностей, они назначили Луи-Антуана Дорнеля. В июле 1708 года Рамо все еще занимал те же посты. В 1709 году он вернулся в Дижон, чтобы сменить своего отца на посту органиста в Нотр-Дам, в то время главной церкви города. 27 марта он подписал шестилетний контракт с церковными властями, разделив эту должность с Лорином Фильсом. Рамо должен был играть только в торжественные дни, на спектаклях "Те Деум" и на публичных церемониях. Однако ясно, что, когда Лорин занял этот пост (2 июля 1713 года), Рамо отказался от него некоторое время спустя. Вероятно, он уже переехал в Лион: к 13 июля он пробыл там достаточно долго, чтобы его можно было назвать "главным органистом и музыкантом города", когда власти Лиона заплатили ему за организацию концерта в честь мира в Утрехте (концерт так и не состоялся). Сочинения Рамо того времени, вероятно, включают мотеты: в библиотечном каталоге Лионского концертного общества, основанного в августе 1714 года, среди самых ранних приобретений фигурирует его "Deus noster refugium"; возможно, пьеса даже была написана для концерта. (Хотя в каталог включены еще три его мотета, в том числе "Утраченный гимн небесному ликованию", их расположение в каталоге позволяет предположить, что они были приобретены после отъезда Рамо из Лиона.) К 1 июля 1714 года он был органистом в доминиканском монастыре, известном как якобинский, орган которого был восстановлен совсем недавно; возможно, он проработал там уже год или больше. 13 декабря, в день смерти своего отца, он получил свое жалованье и отправился в Дижон, где остался на свадьбе своего брата Клода в январе 1715 года. Вернувшись в Лион, он организовал и сочинил музыку для концерта в Ратуше (17 марта 1715 года) в честь нового архиепископа. К этому времени его сменили у якобинцев Антуан Фиоко (предположительно, Антонио Фиокко) и Этьен Ле Турнер. В следующем месяце Рамо подписал второй контракт в качестве органиста в кафедральном соборе Клермона, на этот раз сроком на 29 лет, начиная с 1 апреля 1715 года. Современное описание органа показывает, что у него было 15 ступеней на большом органе, десять на позитифе и по четыре на педалях и эхо-органе. Как и в 1702 году, в его обязанности входило обучение одного певчего. (Согласно Суодо, существовали учебные материалы с автографами, датируемые 1717 годом, но в настоящее время ничего не известно.) 31 января 1716 года Рамо ненадолго посетил Дижон, чтобы принять участие в крещении старшего сына своего брата Клода, Жана-Франсуа. Марет утверждает, что три кантаты Рамо – "Медея", "Отсутствие" (обе утрачены) и "Терпение" – были написаны в Клермоне. Четыре других – "Тетис", "Аквилон и Орития", "Орфей" и "Любовники трахиса" – сохранились в копиях, сделанных во время его пребывания там. Должно быть, именно в Клермоне была написана большая часть его "Трактата о гармонии". С 22 августа 1721 года и до своего отъезда год спустя Рамо, по-видимому, делил свой кафедральный пост с органистом по имени Маршан, членом местной семьи музыкантов. Рамо все еще находился в Клермоне 11-13 мая 1722 года, когда ему заплатили за участие в трех праздничных шествиях. Вскоре после этого он, наконец, уехал в Париж, снова задолго до истечения срока его контракта (на этот раз ему оставался еще 21 год). Утверждается, что сначала власти собора отказали ему в разрешении на посещение, и, следовательно, во время октавы Корпус-Кристи он выбирал самые неприятные комбинации остановок и диссонансов, пока власти не смягчились. Однако возможно, что этот инцидент произошел (если вообще произошел) до того, как Рамо впервые покинул Клермон в 1705 или 1706 году. Во всяком случае, существует хорошо документированное свидетельство о подобном событии в Дижоне в 1736 году, когда органистом был его брат Клод.
1722–1732.
Рамо, вероятно, прибыл в Париж в конце мая или в июне 1722 года. Ему суждено было прожить там всю оставшуюся жизнь. Непосредственной причиной его переезда, по-видимому, было желание руководить производством его "Трактата о гармонии", который, по его словам, был набран в Париже, когда он еще работал в Клермоне. Издание этого труда, которое, по утверждению издателя Дж.-Б.-К. Балларда, он заказал, очевидно, было начато тремя годами ранее. Тем не менее, многочисленные ошибки остались, и перед публикацией трактата Рамо включил в него обширное дополнение с исправлениями, пересмотренное или, возможно, новое предисловие и другие изменения. В конечном счете, "Предание", должно быть, было опубликовано вскоре после его приезда в столицу, поскольку первая рецензия появилась в октябрьском–ноябрьском номере журнала "Journal de Trévoux" (знакомое название "Мемуаров по истории наук и изящных искусств"). Рамо был практически неизвестен в Париже. Появление этого монументального 450-страничного трактата сразу же принесло ему огромную репутацию во Франции и за рубежом, которая вскоре была закреплена публикацией "Новой системы теоретической музыки" (1726). Вскоре после публикации Рамо отправил экземпляр "Новой системы" в Лондонское Королевское общество, где 18 января 1727/8 года была зачитана рецензия математика Брука Тейлора. Противоречивый характер некоторых теорий Рамо, в частности теории нижнего фонда, привел к публичной дискуссии с "другим музыкантом" в Париже 8 мая 1729 года, которая продолжалась в течение следующего года в виде серии полемических выступлений в Mercure de France. Оппонентом Рамо иногда предварительно называют Жака де Бурнонвиля, но более вероятно, что это был композитор и теоретик Мишель Пиньоле де Монтеклер. Тем временем фирма Балларда, которая издавала "Традицию" и "Новую систему", как раз готовила к печати диссертацию о различных методах сотрудничества с клавесином или организацией, когда Рамо разорвал с ними отношения. Диссертация, впервые упомянутая в предисловии к его "Трудам о клавессине" (1724), была в конечном счете опубликована Буавеном и Ле Клерком в 1732 году. С тех пор Рамо менял издателя почти для каждой новой теоретической работы. Каким бы нелепым это ни казалось с учетом его новообретенной известности как теоретика, первые сочинения Рамо в Париже состояли из музыки к фарсовой комической опере "Эндриаг" в одном из ярмарочных театров (3 февраля 1723 года). Предложение о том, чтобы он написал музыку в дополнение к хорошо известным мелодиям, традиционно используемым в подобных пьесах, поступило от автора, Алексиса Пирона, жителя Дижона и одного из немногих людей в Париже, которых он уже знал. Музыка Рамо, которой было очень много, теперь утрачена. В трех последующих своих работах с Пироном в театрах-ярмарках он внес гораздо меньший вклад. Несмотря на отсутствие престижа, связанного с ярмарками, он завел там полезные знакомства, в том числе с Луи Фюзелье, будущим либреттистом "Галантных индейцев". 10 сентября 1725 года Рамо присутствовал на выступлении двух луизианских индейцев в Итальянском театре; вскоре ему предстояло охарактеризовать их танец в клавесинной пьесе "Les sauvages", позже опубликованной в его "Новых сюитах из произведений клавесина". "Соважи" были одним из произведений, на которые Рамо ссылался в своем часто цитируемом письме (25 октября 1727 года) драматургу Антуану Гудару де Ламотту, из текста которого следует, что он уже активно планировал свой оперный дебют, что Ламотт уже отказал ему в либретто и поставил под сомнение его шансы об успехе. Явно уязвленный этим, Рамо с необычной ясностью изложил свои рекомендации как потенциального оперного композитора, но безрезультатно. В середине и конце 1720-х годов все больше его произведений появлялось в печати. В 1724 году была выпущена вторая коллекция клавирных произведений, "Пьесы клавесина", за которой последовали "Новые сюиты из клавесинных пьес" и "Французские кантаты для голоса". Эти две последние публикации были переработаны: "Новые сюиты" Брюса Густафсона (Густафсон и Фуллер, 1990) и "Кантаты" Нила Заслава (Дижон, 1983), датированные 1729 или 1730 годами, на год или два позже, чем предполагалось долгое время. Одна из кантат, "Хранительница верности", была исполнена мадемуазель Ле Мор на концерте Филидора во Франции 22 ноября 1728 года. 25 февраля 1726 года, в возрасте 42 лет, Рамо женился на 19-летней Марии-Луизе Манго (1707-1785), талантливой певице и клавесинистке, которая, возможно, уже была одной из его учениц. Она родила ему четверых детей. Ее отец, Жак, был одним из королевских симфонистов, а ее брат, Жак-Симон, позже прославил музыку Рамо при Пармском дворе и выступал посредником в переписке между Рамо и падре Мартини. Несмотря на свою растущую репутацию теоретика, композитора и педагога, особенно в области гармонии и игры континуо, Рамо в течение многих лет после приезда в Париж не мог получить сколько-нибудь значимого места органиста. На титульных листах его "музыки", напечатанных в 1720-х годах, в отличие от его предыдущих публикаций, не указана текущая должность; в "Новой системе" он описан как “бывший органист Клермонского собора”. Немейц и Вальхебер не упоминают его в своих списках выдающихся парижских органистов. Он боролся за должность органиста в приходской церкви Святого Павла (28 апреля 1727 года), но проиграл Луи-Клоду Дакену. Однако к 1732 году Рамо стал органистом в церкви Святого Креста в Бретонни, а к 1736 году - в иезуитском послушничестве ("Колледже рыцарей"). В 1738 году он все еще занимал прежнюю должность, но не последнюю. (Согласно Декруа (1824), после своего поражения на конкурсе Святого Павла в 1727 году разочарованный Рамо покинул Париж, чтобы стать органистом в Сент-Этьене, Лилль. Это маловероятно: Рамо был в Париже на крещении своего сына Клода-Франсуа 3 августа 1727 года, и в его последующих публикациях указаны парижские адреса. В любом случае, объявлять Декруа победителем соревнований в Сент–Поле – до прибытия Рамо в Клермон - слишком рано. Тем не менее, это утверждение нельзя игнорировать: Декруа, уроженец Лилля, часто общался с Клодом-Франсуа Рамо после смерти композитора и имел доступ к источникам, недоступным другим ранним биографам. К сожалению, соответствующие церковные архивы были уничтожены в 1792 году.)
Ноты сочинений Жана-Филиппа Рамо (1 - начало) на сайте библиотеки IMSLP