Рамо (окончание), Жан-Филипп
1683 - 1764

Назад

Rameau (end), Jean-Philippe

  • Дата рождения: 25 сентября 1683
  • Место рождения: Дижон, Франция
  • Дата смерти: 12 сентября 1764
  • Место смерти: Париж, Франция

Окончание

1752–1764 гг.

В последние 13 лет жизни Рамо его оперная деятельность резко снизилась. За исключением двух крупных произведений — Les Paladins (Паладины) и Les Boréades (Бореады) — его творчество ограничивалось небольшими пасторалями и актами-балетами, а также переработкой ранее созданных произведений для их возобновлённых постановок, особенно Castor et Pollux (Кастор и Поллукс) и Zoroastre (Зороастр). С 1749 по 1757 год у Рамо были натянутые отношения с руководством Оперы. Из новых произведений, созданных после 1752 года, в Опере была поставлена лишь Les Paladins (Паладины); остальные исполнялись исключительно при дворе. Сейчас известно, что Les Boréades (Бореады) готовились не для Оперы, а для исполнения в Шуази в июне 1763 года; два месяца ранее они репетировались в Париже и Версале с участием придворных и оперных исполнителей, но затем постановка была отменена и в XVIII веке так и не состоялась. До последнего года жизни Рамо продолжал активно участвовать в новых постановках и возобновлениях, давая свои рекомендации по распределению ролей и посещая репетиции.

Несомненно, возраст и ухудшение здоровья, на которое Рамо и другие всё чаще ссылались, способствовали сокращению количества, если не качества, его композиций. Однако это ослабление совпало с заметным возрождением его теоретической деятельности. С 1752 года он создал около 23 работ. Многие из них — небольшие брошюры, но более весомыми считаются Observations sur notre instinct pour la musique (Наблюдения о нашем музыкальном инстинкте, частично ответ на знаменитое письмо Ж.-Ж. Руссо Lettre sur la musique françoise), Code de musique pratique (Кодекс практической музыки) и недавно обнаруженная работа Vérités également ignorées et intéressantes tirées du sein de la nature (Истины, также игнорируемые и интересные, извлечённые из недр природы), последняя работа Рамо (ранее известная лишь фрагментарно как Vérités intéressantes).

Распространению его теорий сильно способствовал в 1752 году Алембер, действуя по предложению Дидро: «кто-то должен извлечь [замечательную систему Рамо] из тьмы, окутывающей её, и сделать доступной всем». В результате был опубликован его труд Éléments de musique théorique et pratique suivant les principes de M. Rameau (Элементы теоретической и практической музыки по принципам г-на Рамо), в котором теории мастера изложены с ясностью и изяществом. Книга была переведена на немецкий язык преданным почитателем Рамо Ф.В. Марпургом (Лейпциг, 1757). Письмо около 1750 года, в котором 33-летний Алембер писал 67-летнему Рамо, показывает, что между ними были дружеские отношения. В Mercure de France за май 1752 года содержится открытое письмо, в котором Рамо трогательно выражает глубокую благодарность Алемберу.

С другой стороны, он был резок до грубости с малоизвестным провинциалом «г-ном Дюшарже из Дижона», чья придирчивая критика его идей, по-видимому, должна была быть отражена в будущей книге Рамо. Когда Дюшарже спросил, когда книга появится, он получил следующий ответ (13 июня 1754), который позже был опубликован:


Сир, указанная книга уже в печати. Она носит название Observations sur notre instinct pour la musique. У меня нет ни времени, ни здоровья думать или размышлять. Простите меня, сир, я стар, вы молоды, и я ваш крайне смиренный и послушный слуга, РАМО.

Observations отвергают идеи Дюшарже, не упоминая его по имени.

С 1750 года увеличиваются доказательства контактов Рамо с иностранными учёными: Жан-Габриель Крамер (Женева), Иоганн II Бернулли (Базель), Кристиан Вольф (Халле), Леонард Эйлер (Берлин), Джованни Полени (Падуя), Ж.Б. Беккари и Падре Мартини (оба в Болонье). Хотя он общался со многими французскими учёными и ранее, список контактов расширился и включил эстета Шарля Батё, архитектора Шарля-Этьена Бризё и учёного Франсуа Арно, все из которых оказали влияние на Рамо.

За исключением Руссо, Рамо всё ещё пользовался поддержкой большинства интеллектуалов в начале десятилетия. Однако во время Querelle des Bouffons (1752–1754) Мельхиор Гримм и другие, частично по внесению в музыкальные вопросы, стали противостоять главному представителю французской музыки; вскоре Рамо разорвал отношения с Дидро и Алембером из-за полемики о статьях по музыке в Encyclopédie. Когда Дидро попросил его написать эти статьи, Рамо с сожалением отказался, но предложил прокомментировать рукописи до публикации. В итоге статьи написал Руссо, который позже жаловался, что Дидро дал ему лишь три недели, что сказалось на их качестве. Рамо, однако, никогда не видел их до публикации. Его гордость была задета, и он некоторое время молчал, но в конечном итоге указал на их недостатки в серии брошюр. К моменту, когда Дидро и Алембер полностью вовлеклись в конфликт, защищая Руссо в предисловии к шестому тому Encyclopédie (1756), Рамо был отвергнут всеми основными философами. Даже без этой ссоры эти люди едва ли могли поддержать новые направления в мышлении Рамо, особенно когда оно приобретало метафизический или теологический оттенок.

Разрыв с философами был для Рамо крайне болезненным, поскольку его главной целью было быть признанным мыслителем. «Разве нельзя ясно увидеть», писал он Дидро и Алемберу в 1757 году, «что, удостоив меня титулов «знаменитый артист» и «музыкант», вы желаете лишить меня того [то есть «философа»], который достоен только мне, так как я первым сделал музыку наукой, открыв её естественный принцип?» Он был не менее разочарован, что его так и не избрали в Королевскую академию наук, несмотря на высокое уважение академии к его трудам. Ближе всего к этому было в 1752 году, когда его вместе с несколькими другими выдающимися бургундцами избрали членом литературного общества Дижона под председательством Ришара де Руффе. Когда общество прекратило существование в 1761 году, Рамо был избран в его конкурирующую академию — Académie des Sciences, Arts et Belles-Lettres de Dijon (Академия наук, искусств и литературы Дижона).

После почти двух десятилетий завершилась связь Рамо с Ла Пуплиньером в 1753 году. Хотя финансист разошёлся с женой пять лет ранее, композитор и мадам Рамо продолжали проводить лето в загородном доме в Пасси и даже некоторое время жили в квартире в Париже. Но в 1753 году новая фаворитка Ла Пуплиньера поселилась там и сделала жизнь невыносимой для многих жильцов, включая Рамо. При этом финансист, по-видимому, желал заменить 70-летнего дирижёра музыки более модным композитором. Марат утверждал, что окончательный разрыв произошёл, когда Ла Пуплиньер пригласил другого композитора в дом; если это так, им не мог быть Иоганн Штамиц, хотя он и стал преемником Рамо у Ла Пуплиньера, прибыв в Париж только в 1754 году.

В 1750-е годы Рамо продолжал преподавать. Среди его учеников были Дидро, возможно Алембер, будущая мадам Денис (племянница и фаворитка Вольтера), Анн-Жанна Букон (впоследствии жена композитора Мондовиля), а также композиторы Клод Бальбастр, Пьер-Монтан Бертон, Антуан Давернь, Пьетро Джанотти и Жан-Бенжамен де Ла Борд.

В последние годы жизни, осознавая, что время уходит, Рамо лихорадочно пытался завершить свои теоретические работы, которые теперь были для него важнее, чем композиторская деятельность. Редкий взгляд на пожилого Рамо даёт его письмо ноября 1763 года к бизнесмену Казобону. Он начинает с обильных извинений за то, что мог показаться резким или даже оскорбительным в предыдущем письме, но добавляет: «Время, которое я трачу на письма о своих домашних делах, для меня очень ценно, так как я краду его у Того, Кого боюсь и Кто меня не покидает, чтобы я мог выявить новые открытия». Он вынужден был излагать свои мысли кратко, говорит он, из-за «недостатка умственных сил, зрения, и потому что я не могу сосредотачиваться более двух часов днём». Сохранилось очень мало личных писем такого рода. По словам Клод-Франсуа Рамо, который в юности часто служил гонцом, отец сжёг большинство своей переписки.

К этому времени Рамо был сравнительно обеспечен: имел достойный доход от королевских пенсий, платы учеников, выплат от Оперы, двора и, до 1753 года, Ла Пуплиньера. Также были доходы от продажи книг, партитур и брошюр. Сохранились сведения о ряде его инвестиций. В 1757 году Опера с опозданием предоставила ему пенсию в размере 1500 ливров, хотя Рамо справедливо утверждал, что никогда не был должным образом вознаграждён руководством, учитывая доходы, которые его произведения принесли им. Три года ранее он помог своему сыну Клод-Франсуа приобрести желанный титул камер-слуги при королевском дворе, предоставив 17 500 из необходимых 21 500 ливров. В ряде других случаев он оказывал финансовую помощь членам своей семьи.

Рамо умер в своём доме на улице Бон-Анфан 12 сентября 1764 года, через три недели после того, как заболел тяжёлой лихорадкой. На следующий день его похоронили в приходской церкви Святого Евстахия. Пять месяцев ранее он получил от короля патент на дворянство; среди найденных после его смерти документов есть подтверждение, что необходимые регистрационные сборы были оплачены, но только во время его последней болезни и, вероятно, по инициативе жены или старшего сына. Инвентарь его имущества, оценённого почти в 200 000 ливров, показывает скромно обставленную квартиру с одним музыкальным инструментом («старый одно-клавишный клавесин в плохом состоянии»). Однако деньги в письменном столе жены содержали монеты на сумму 40 584 ливра. Мадам Рамо смогла устроить роскошную «светскую» свадьбу для своей 20-летней дочери Мари-Александрин (по словам Колле, Рамо клялся, что она никогда не выйдет замуж при его жизни) менее чем через четыре месяца после смерти композитора.

В Париже прошло три поминальные службы. Первая, в церкви Отцов Оратория (27 сентября 1764 года), собрала почти 180 музыкантов из Оперы и королевской музыки, и присутствовало около 1500 человек. Другие службы состоялись в Кармелитской церкви («les Carmes du Luxembourg») 11 октября и снова у Отцов Оратория 16 декабря. Похожие поминальные мероприятия прошли в различных провинциальных городах, среди которых Марсель, Орлеан и Авиньон. Доктор Юг Маре, секретарь Дижонской академии, членом которой был Рамо, произнёс тщательно исследованный éloge (25 августа 1765 года), опубликованный на следующий год и являющийся одним из самых ценных источников о жизни композитора.

Описание внешности Рамо сходятся в росте и телосложении: «рост был чрезвычайно высоким; худой и костлявый, скорее похожий на призрака, чем на человека» (Шабанон); «хотя намного выше Вольтера, он был столь же исхудавшим и измождённым» (Гримм); «как длинная органная трубка без меха» (Пирон). Колле и Гримм дают крайне нелестные и, без сомнения, предвзятые описания его личности. «Рамо был по природе суровым и необщительным; любое чувство человечности было ему чуждо… Его главной страстью была скупость» (Гримм); «Он был трудным человеком и крайне неприятным в общении; … он был, кроме того, самым невоспитанным, невежливым и необщительным человеком своего времени» (Колле). Почти все описания даны теми, кто знал его лишь как старика и очевидно эксцентричного человека; картина, которую они дают, почти наверняка искажена. К сожалению, почти не сохранилось сведений о его ранних годах, чтобы сбалансировать эти впечатления. Он несомненно был труден в работе, как обнаружили многие учёные, либреттисты и другие. Его скромность и застенчивость подтверждаются разными анекдотами. Обвинение в скупости нельзя игнорировать, но ему противостоят акты щедрости по отношению к членам семьи.

Как клавесинист Рамо превосходил в исполнении континуо. Хотя он никогда не занимал престижного органного поста в Париже, его игра в Sainte-Croix-de-la-Bretonnerie привлекала многих любителей музыки. Мармонте описывал, как на органе в доме Ла Пуплиньера в Пасси Рамо исполнял «произведения поразительной живости». Оценка Маре, хотя и вторичная, основана на сведениях тех, кто хорошо знал игру Рамо: «Возможно, менее блестяще в исполнении, чем Маршан, но более учёно, его прикосновение не уступало деликатности Клерамбо».

Произведения

I. Оперы (Tragédie en musique / Tragédie lyrique)

  • 1733 – Hippolyte et Aricie – Гипполит и Ариция
  • 1737 – Castor et Pollux – Кастор и Поллукс
  • 1739 – Dardanus – Дардан
  • 1749 – Zoroastre – Зороастр
  • 1760–61 – Les Paladins – Паладины
  • 1763 – Les Boréades – Бореады (не исполнена в XVIII веке)

II. Оперы-комиксы, пасторали и комедии

  • 1723 – L’Endriague – (утраченная фальшивая опéra comique)
  • 1734 – Les courses de Tempé – Гонки Темпы
  • 1745 – Platée – Платея
  • 1745 – La princesse de Navarre – Принцесса Наваррская
  • 1745 – Les fêtes de Polymnie – Праздники Полимнии
  • 1745 – Le temple de la Gloire – Храм Славы
  • 1748 – Les surprises de l’Amour – Сюрпризы Любви

III. Opéras-ballets (Опера-балет)

  • 1735 – Les Indes galantes – Галантные Индии
  • 1739 – Les fêtes d’Hébé – Праздники Гебы
  • 1760–61 – Les Paladins – Паладины

IV. Произведения для клавесина и ансамблей

  • 1706–1730-е – Pièces de clavecin – Произведения для клавесина (несколько сборников)
  • 1724 – Pièces de clavecin – Произведения для клавесина (первая публикация в Париже)
  • 1726–1729 – Nouvelles Suites de Pièces de Clavecin – Новые сюиты для клавесина
  • 1741 – Pièces de clavecin en concerts – Произведения для клавесина с ансамблем
  • 1728–1730 – Cantates françoises à voix seule – Французские кантаты для соло

V. Теоретические работы

  • 1722 – Traité de l’harmonie – Трактат об гармонии
  • 1726 – Nouveau système de musique théorique – Новая система музыкальной теории
  • 1737 – Génération harmonique – Гармоническая генерация
  • 1750 – Démonstration du principe de l’harmonie – Демонстрация принципа гармонии
  • 1752 – Observations sur notre instinct pour la musique – Замечания о нашем инстинкте к музыке
  • 1750-е – Code de musique pratique – Кодекс практической музыки
  • 1764 – Vérités également ignorées et intéressantes tirées du sein de la nature – Истинно неизвестные и интересные истины, извлечённые из глубин природы

VI. Другие музыкальные работы

  • 1734 – Les courses de Tempé – Гонки Темпы (пастораль для Comédie-Française)
  • 1745–1752 – Разные дивертисменты и кантаты для двора и оперы
  • ~1752 – Linus – Линус (трагедия, утраченная, сохранилась только первая скрипичная партия)


Ноты сочинений Жана-Филиппа Рамо (окончание) на сайте библиотеки IMSLP