Райсон, Андре
1650 - 1719
Назад
Raison, André

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андре Райсон — французский органист, композитор и педагог. Он получил образование в семинарии Святой Женевьевы в Нантерре. Примерно с 1665 года он занимал должность органиста в королевском аббатстве Святой Женевьевы в Париже, а позже стал органистом в церкви Якобинцев на улице Сент-Жак. По налоговому реестру 1695 года Райсон входил в число лучших парижских органистов вместе с Франсуа Купереном (мл.), Д’Анжлебером, Жиго, Маршаном и Гриньи. Он преподавал Людовику Николя Клеромбó, который посвятил Райсону свой Premier Livre d’orgue (1710) — «Первую книгу для органа».
Главным трудом Райсона является Livre d’orgue, который представляет собой значительную часть сохранившегося органного репертуара для мессы. Его мессы построены в традиционном формате коротких органных версетов для чередования с хоральным пением (alternatim) частей Kyrie, Gloria, Sanctus и Agnus Dei. В его произведениях используются такие жанры, как plein jeu (полное звучание), дуэт, трио, récit, basse de trompette, фуга и grands jeux. Райсон не использовал простой хоральный кантус фирмус, что было обычной практикой для органных месс.
Эти мессы предназначались для монастырей и конвентов, имевших собственные современные мессы (messes musicales), поэтому отсутствие хорального материала делало книгу более универсальной. Райсон указывает, что пять мес могут также использоваться для исполнения 15 Magnificat. В Deuxième Livre d’orgue Райсон посвятил музыку заключению Утрехтского мира (1713), включая песнь Da pacem, затем фугу на ту же тему, несколько прелюдий и фуг, офферторий и увертюру. Остальная часть книги состоит из аллеманд и множества noëls с вариациями.
Музыка Райсона отличается ритмической живостью, постоянным использованием имитационной полифонии и оригинальным подходом к регистрации, часто требуя полного потенциала французского барочного органа с четырьмя клавиатурами.
Произведения
Ноты сочинений Андре Райсона на сайте библиотеки IMSLP