Радеска (ди Фоджа), Энрико Антонио
.... - 1625

Назад

Энрико Антонио Радеска (ди Фоджа) (Enrico Antonio Radesca (di Foggia)) - итальянский композитор и органист

  • Родился во 2-й половине XVI века - Фоджа.
  • Умер между 17 апреля и 19 июля 1625 г. - Турин.

В молодости он служил в венецианской армии в Далмации. К 1597 году он занялся музыкальной карьерой и работал в Пьемонте, возможно, согласно Моффе (1986), в Верчелли. К 1601 году он жил в Турине и, возможно, уже работал камерным музыкантом на службе у дона Амадео, брата герцога Савойского. К 1604 году, но не ранее 1602 года, Радеска был назначен органистом Туринского кафедрального собора, а к 1615 году стал его хормейстером. К 20 июня 1610 года он был камерным музыкантом при герцогском дворе, а к 1615 году стал маэстро капеллы при герцогском дворе и в кафедральном соборе. Он создавал музыку для театральных представлений при дворе. Он сражался вместе с герцогом Савойским против Гонзага за владение Монферрато; за эту службу в мае 1617 года он был награжден фермой, конфискованной у капитана-предателя Костантино Радикати. Радеска получил гражданство Турина 29 сентября 1606 года и натурализовался 14 сентября 1619 года. Радеска, по-видимому, был популярным композитором, которым восхищались: несколько его публикаций были переизданы, и Банчиери оказал ему честь, включив арию "в подражание Радеске" во второе издание его "Венецианской барки в Падуе" (1623). Он был одним из первых композиторов духовной музыки для небольших вокальных ансамблей и континуо. Однако его реакция на флорентийскую светскую монодию была более неоднозначной. До 1610 года он не публиковал настоящих монодий, предпочитая вместо этого издавать музыку для двух голосов, в которой нижний голос также служил нефигуризованным сегментом баса. Этот тип дуэта, пользовавшийся некоторой популярностью в начале XVII века, по-видимому, развился как сокращение трехголосной или четырехголосной канцонетты до двух внешних голосов. Живой и очень привлекательный стиль, который Радеска развивал в своих дуэтных переложениях мадригальских и строфических текстов, явно восходит к канцонетте XVI века: музыка в основном гомофоническая и диатоническая, но содержит элементы имитации, "слегка затронутые" (по выражению Томаса Морли), и случайный хроматизм. В интересном предисловии к книге Радески 1617 года (а не к книге 1605 года, как указано в SchmitzG) Людовико Калигари, заказавший это произведение, заявил, что он попросил композитора опустить сложные пассажи, которые в любом случае могли быть добавлены опытными певцами. Он также упомянул, что пьесы из трех частей могут быть исполнены как соло для сопрано или тенора, так и дуэтами для сопрано и баса: книга, полностью состоящая из переложений духовных текстов, явно предназначалась для максимально широкого использования.

Ноты сочинений Энрико Антонио Радески (ди Фоджа) на сайте библиотеки IMSLP