Радеска, Энрико Антонио
.... - 1625
Назад
Radesca, Enrico Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Энрико Антонио Радеска — итальянский композитор и органист. В молодости он служил в венецианской армии на территории Далмации. К 1597 году Радеска полностью посвятил себя музыке и работал в Пьемонте, возможно, в Верчелли. К 1601 году он проживал в Турине и, вероятно, уже работал камерным музыкантом при дворе Дона Амадео, брата герцога Савойского.
Не ранее 1602 года, а точно к 1604 году Радеска был назначен органистом Туринского собора, а к 1615 году стал его капельмейстером. С 20 июня 1610 года он работал камерным музыкантом при герцогском дворе и к 1615 году занимал должность маэстро ди капелла и при дворе, и в соборе. Радеска также создавал музыку для театральных представлений при дворе.
Он участвовал в военных действиях вместе с герцогом Савойским против Гонзага за обладание Монферрато и за эти заслуги в мае 1617 года получил в награду поместье, конфискованное у предавшего капитана Константино Радикати. Радеска получил гражданство Турина 29 сентября 1606 года и был натурализован 14 сентября 1619 года.
Радеска пользовался популярностью и признанием современников: несколько его публикаций были переизданы, а Банчери включил арию «в подражание Радеске» во второе издание своей La barca di Venetia per Padova (1623). Он стал одним из первых композиторов сакральной музыки для небольших вокальных ансамблей с континуо.
В области светской музыки Радеска предпочитал писать дуэты для двух голосов, где нижний голос служил в роли невписанного basso seguente, а полноценные монодии появились у него только после 1610 года. Его стиль, яркий и привлекательный, восходит к канцонетте XVI века: музыка преимущественно гомофонна и диатонична, но содержит элементы имитации и отдельные хроматические вставки. В предисловии к книге 1617 года Людовико Калигари отметил, что попросил композитора избегать сложного пассажного письма, которое могли добавить искусные исполнители, и что трёхголосные произведения могут исполняться как сольные для сопрано или тенора, или как дуэты для сопрано и баса. Книга полностью состоит из настроек духовных текстов и предназначалась для максимально широкого применения.
Сакральные произведения
Светские произведения
Ноты сочинений Энрико Антонио Радески на сайте библиотеки IMSLP