Радеска, Энрико Антонио
.... - 1625

Назад

Radesca, Enrico Antonio

  • Дата рождения: вторая половина XVI века
  • Место рождения: Фоджа, Италия
  • Дата смерти: между 17 апреля и 19 июля 1625 года
  • Место смерти: Турин, Италия

Биография

Энрико Антонио Радеска — итальянский композитор и органист. В молодости он служил в венецианской армии на территории Далмации. К 1597 году Радеска полностью посвятил себя музыке и работал в Пьемонте, возможно, в Верчелли. К 1601 году он проживал в Турине и, вероятно, уже работал камерным музыкантом при дворе Дона Амадео, брата герцога Савойского.

Не ранее 1602 года, а точно к 1604 году Радеска был назначен органистом Туринского собора, а к 1615 году стал его капельмейстером. С 20 июня 1610 года он работал камерным музыкантом при герцогском дворе и к 1615 году занимал должность маэстро ди капелла и при дворе, и в соборе. Радеска также создавал музыку для театральных представлений при дворе.

Он участвовал в военных действиях вместе с герцогом Савойским против Гонзага за обладание Монферрато и за эти заслуги в мае 1617 года получил в награду поместье, конфискованное у предавшего капитана Константино Радикати. Радеска получил гражданство Турина 29 сентября 1606 года и был натурализован 14 сентября 1619 года.

Радеска пользовался популярностью и признанием современников: несколько его публикаций были переизданы, а Банчери включил арию «в подражание Радеске» во второе издание своей La barca di Venetia per Padova (1623). Он стал одним из первых композиторов сакральной музыки для небольших вокальных ансамблей с континуо.

Творчество

В области светской музыки Радеска предпочитал писать дуэты для двух голосов, где нижний голос служил в роли невписанного basso seguente, а полноценные монодии появились у него только после 1610 года. Его стиль, яркий и привлекательный, восходит к канцонетте XVI века: музыка преимущественно гомофонна и диатонична, но содержит элементы имитации и отдельные хроматические вставки. В предисловии к книге 1617 года Людовико Калигари отметил, что попросил композитора избегать сложного пассажного письма, которое могли добавить искусные исполнители, и что трёхголосные произведения могут исполняться как сольные для сопрано или тенора, или как дуэты для сопрано и баса. Книга полностью состоит из настроек духовных текстов и предназначалась для максимально широкого применения.

Произведения

Сакральные произведения

  • Messe, libro primo, 4vv, bc («Месса, первая книга, 4 голоса, басовый континуо») (Милан, 1604)
  • Armoniosa corona: concerti, il primo libro de motetti, salmi, et falsi bordoni, 2vv, bc («Армониозная корона: концерты, первая книга мотетов, псалмы и фальшивые бордоны, 2 голоса, басовый континуо») (Милан, 1607)
  • Motets in G.B. Stefanini: Motetti, libro primo, 2–3vv («Мотеты у Г.Б. Стефанини: мотеты, первая книга, 2–3 голоса») (Милан, 1606)
  • Messe et motetti … a doi chori, libro primo, 8vv, op.11 («Мессы и мотеты… для двух хоров, первая книга, 8 голосов, опус 11») (Венеция, 1620)
  • Compieta, 8vv («Комлета, 8 голосов») (утрачено)
  • 15 произведений в Италии

Светские произведения

  • Thesoro amoroso: primo libro delle canzonette, 3–4vv («Любовное сокровище: первая книга канцонетт, 3–4 голоса») (Милан, 1599)
  • Canzonette, madrigali, & arie alla romana, per cantare & sonare, libro primo, 2vv, chit/spinet («Канцонетты, мадригалы и арии по-римски, для пения и игры, первая книга, 2 голоса, гитара/спинет») (Милан, 1605)
  • Il secondo libro delle canzonette madrigali, et arie alla romana, per cantare, & sonare … con 2 corrente nel fine per ballare, 2vv, chit/spinet («Вторая книга мадригалов и арий по-римски, для пения и игры… с двумя курсами в конце для танца, 2 голоса, гитара/спинет») (Милан, 1606)
  • Il terzo libro delle canzonette madrigali, et arie alla romana, per cantare, & sonare, 2vv, spinet, chit, other insts («Третья книга мадригалов и арий по-римски, для пения и игры, 2 голоса, спинет, гитара, другие инструменты») (Венеция, февраль 1616, первое издание утрачено)
  • Il quarto libro delle canzonette madrigali, et arie alla romana, per cantare, & sonare, 2–4vv («Четвёртая книга мадригалов и арий по-римски, для пения и игры, 2–4 голоса») (Венеция, 1610)
  • Madrigali … con … partito da sonare per chi piacerà, libro primo, 5, 8vv, bc («Мадригалы… с партией для игры для желающих, первая книга, 5 и 8 голосов, басовый континуо») (Венеция, 1615)
  • Il quinto libro delle canzonette, madrigali et arie, per cantare, & sonare, 1–3vv, op.9 («Пятая книга мадригалов и арий, для пения и игры, 1–3 голоса, опус 9») (Венеция, 1617)
  • Musiche per cantare, et suonare, libro quinto, 1–3vv, bc, op.10 («Музыка для пения и игры, пятая книга, 1–3 голоса, басовый континуо, опус 10») (Милан, 1618)

Ноты сочинений Энрико Антонио Радески на сайте библиотеки IMSLP