Расин, Жан
1639 - 1699
Назад

Жан Расин (Jean Racine) - французский драматург
- Крещён 22 декабря 1639 г. - Суассон.
- Умер 21 апреля 1699 г. - Париж.
Он получил основательное классическое образование у священников-янсенистов, и контраст между их строгой философией и более распущенным миром сцены будет влиять на него на протяжении всей его жизни. Природная способность писать стихи обеспечила Расину доступ в театральные круги, где он подружился с другими писателями, включая Мольера, Лафонтена и Буало. Его первая пьеса "Тебаида" была поставлена в Париже в 1664 году, последняя - "Федра" - в 1677 году. Как и следовало ожидать, учитывая его классическое образование, он выбрал сюжеты из греческой и римской истории или мифологии для всех своих трагедий, кроме одной. Учитывая степень его влияния на французский театр, примечательно, что он написал всего 12 пьес, 11 из которых были трагедиями. В 1677 году он был назначен королевским историографом при Людовике XIV. Однако он не оставлял писательскую деятельность: он написал для Люлли две работы - "Прыжок Фаэтона" (1679, не закончен) и дивертисмент "Идиллия мира" (1685), а в современных источниках упоминается неназванная "маленькая опера" (скорее всего, балет), написанная Расином и Де Пре в трех вариантах за несколько дней и исполнялась во время карнавальных торжеств 1683 года. Две религиозные пьесы, "Есфирь" (1689) и "Аталия" (1691), были задуманы как воссоздание греческой драмы, дополненные увертюрами, ариями и хорами, поставленными Жан-Батистом Моро. Расин был избран членом Французской академии в 1673 году. Трагедии Расина стали воплощением французского классического стиля. Их главная особенность - психологический конфликт. В них почти нет насилия, а то, что в них есть, обычно происходит за сценой, а затем о них сообщают. Концепция сюжета проста: одна из главных страстей, часто любовь, является стимулом; с другой стороны, мотивы главных героев сложны и тонко очерчены. Пьесы соответствуют требованиям классической драматургии: соблюдается единство времени, места и действия, а главный герой исполнен величия, но у него есть один недостаток, который приводит к его падению, а часто и к падению других. Главную трагическую фигуру отличает решительность и целеустремленность. Драмы Расина оказали неизгладимое влияние на французскую оперу. Их размер и ритм послужили образцом для речитатива, разработанного Люлли, который в музыке имитировал манеру декламации стихов Расина в исполнении великой классической актрисы Мари Демар, известной как Шампмеле и прославившейся своим сладкозвучным произношением. В течение нескольких лет влияние Расина было также более непосредственным: в 1683 году он был назначен членом Королевской академии надписей, органа, который определял тематику оперы, регламентировал ее действия и распределял места для дивертисментов. Трагедии Расина послужили источником вдохновения для множества музыкальных произведений, в основном оперных. Либреттисты XVIII века часто меняли сюжет в соответствии с современными требованиями; таким образом, многим операм, написанным по его произведениям, каким-то образом удавалось добиться счастливого финала: прихоти богов, великодушия правителя или раскаяния грешника. Помимо опер, драмы Расина послужили поводом для другой музыкальной обработки. "Федра" послужила основой для балетов Луи де ла Косте ("Ариси", 1697) и Жоржа Орика (1949), симфонической поэмы Мартина Лунссенса, сочинения для сопрано и фортепиано Вирджила Томсона (1930) и монодрамы для меццо-сопрано с оркестром Джорджа Рочберга, впервые исполненной в Нью-Йорк, 1976 год. Гендель написал оратории по мотивам религиозных трагедий "Эсфирь и Аталия", первая из которых была переделана из "Маски" 1718 года. Несколько композиторов написали музыку к этим пьесам, в том числе Мендельсон для "Аталии", Массне для "Федры" и Сен-Санс для "Андромахи".