Расин, Жан
1639 - 1699
Назад
Racine, Jean

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский драматург. Получил основательное классическое образование у янсенистских священников. Контраст между их строгой философией и более свободной, театральной культурой оказал влияние на всю его жизнь. Естественный дар к поэзии открыл ему двери в литературные и театральные круги, где он подружился с Мольером, Лафонтеном и Буало.
Его первая пьеса La Thébaïde («Фиваида») была поставлена в Париже в 1664 году, а последняя — Phèdre («Федра») в 1677 году. Почти все его трагедии, кроме одной, написаны на сюжеты из античной истории и мифологии. Несмотря на то, что Расин создал всего 12 пьес (11 трагедий и одну комедию), он оказал огромное влияние на развитие французского театра XVII века.
В 1677 году был назначен историографом короля Людовика XIV. Однако Расин не оставил литературную деятельность: он написал для Люлли La chute de Phaëton («Падение Фаэтона», 1679, неокончено) и Idylle sur la paix («Идиллия о мире», 1685). Современники также упоминают о неназванном «petit opéra» («маленькая опера», вероятнее всего — балет), написанном Расином совместно с Де Прёо за три дня и исполненном во время карнавала 1683 года.
Две поздние религиозные пьесы, Esther («Есфирь», 1689) и Athalie («Афалия», 1691), были задуманы как воссоздание древнегреческой драмы с увертюрами, ариями и хорами, музыку к которым написал Жан-Батист Моро. В 1673 году Расин был избран во Французскую академию.
Трагедии Расина представляют собой вершину французского классицизма. Их главная особенность — глубокий психологический конфликт. В них мало внешнего действия: насилие или смерть, как правило, происходят вне сцены и передаются через рассказ. Сюжет обычно прост — одна всепоглощающая страсть (часто любовь) движет развитием событий, тогда как внутренние мотивы героев остаются сложными и тонко очерченными.
Расин строго следовал правилам классической драмы — единству времени, места и действия. Его главные персонажи всегда наделены величием, но имеют одну фатальную слабость, которая и приводит их к падению.
Расин оказал долговременное влияние на французскую оперу. Его трагедии стали моделью для речитативного стиля Люлли, который стремился воспроизвести в музыке декламацию стихов Расина, особенно в исполнении знаменитой актрисы Мари Десмар (La Champmeslé).
С 1683 года Расин входил в Академию надписей (Académie Royale des Inscriptions), которая определяла сюжеты для опер, распределяла акты и divertissements.
Трагедии Расина вдохновили множество музыкальных сочинений:
Жан Расин стал крупнейшим представителем классицистской трагедии во Франции XVII века. Его пьесы, основанные на строгой композиции и глубоком психологизме, сформировали модель классической трагедии, оказавшую влияние как на литературу, так и на музыку Европы XVIII–XIX веков.