Расин, Жан
1639 - 1699

Назад

Racine, Jean

  • Дата крещения: 22 декабря 1639 года
  • Место рождения: недалеко от Суассона, Франция
  • Дата смерти: 21 апреля 1699 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Французский драматург. Получил основательное классическое образование у янсенистских священников. Контраст между их строгой философией и более свободной, театральной культурой оказал влияние на всю его жизнь. Естественный дар к поэзии открыл ему двери в литературные и театральные круги, где он подружился с Мольером, Лафонтеном и Буало.

Его первая пьеса La Thébaïde («Фиваида») была поставлена в Париже в 1664 году, а последняя — Phèdre («Федра») в 1677 году. Почти все его трагедии, кроме одной, написаны на сюжеты из античной истории и мифологии. Несмотря на то, что Расин создал всего 12 пьес (11 трагедий и одну комедию), он оказал огромное влияние на развитие французского театра XVII века.

В 1677 году был назначен историографом короля Людовика XIV. Однако Расин не оставил литературную деятельность: он написал для Люлли La chute de Phaëton («Падение Фаэтона», 1679, неокончено) и Idylle sur la paix («Идиллия о мире», 1685). Современники также упоминают о неназванном «petit opéra» («маленькая опера», вероятнее всего — балет), написанном Расином совместно с Де Прёо за три дня и исполненном во время карнавала 1683 года.

Две поздние религиозные пьесы, Esther («Есфирь», 1689) и Athalie («Афалия», 1691), были задуманы как воссоздание древнегреческой драмы с увертюрами, ариями и хорами, музыку к которым написал Жан-Батист Моро. В 1673 году Расин был избран во Французскую академию.

Творчество

Трагедии Расина представляют собой вершину французского классицизма. Их главная особенность — глубокий психологический конфликт. В них мало внешнего действия: насилие или смерть, как правило, происходят вне сцены и передаются через рассказ. Сюжет обычно прост — одна всепоглощающая страсть (часто любовь) движет развитием событий, тогда как внутренние мотивы героев остаются сложными и тонко очерченными.

Расин строго следовал правилам классической драмы — единству времени, места и действия. Его главные персонажи всегда наделены величием, но имеют одну фатальную слабость, которая и приводит их к падению.

Произведения и музыкальные связи

Расин оказал долговременное влияние на французскую оперу. Его трагедии стали моделью для речитативного стиля Люлли, который стремился воспроизвести в музыке декламацию стихов Расина, особенно в исполнении знаменитой актрисы Мари Десмар (La Champmeslé).

С 1683 года Расин входил в Академию надписей (Académie Royale des Inscriptions), которая определяла сюжеты для опер, распределяла акты и divertissements.

Трагедии Расина вдохновили множество музыкальных сочинений:

  • Phèdre («Федра») легла в основу балета Луи де ла Коста Aricie (1697), балета Жоржа Орика (1949), симфонической поэмы Мартина Люнссена, вокального произведения Вирджила Томсона для сопрано и фортепиано (1930) и монодрамы Джорджа Рочберга для меццо-сопрано и оркестра (1976, Нью-Йорк).
  • На основе религиозных трагедий Esther («Есфирь») и Athalie («Афалия») Гендель создал одноимённые оратории (первое произведение переработано из маски 1718 года).
  • В XIX веке многие композиторы писали музыку к его пьесам: Феликс Мендельсон (к Афалии), Жюль Массне (к Федре), Камиль Сен-Санс (к Андромахе).

Значение

Жан Расин стал крупнейшим представителем классицистской трагедии во Франции XVII века. Его пьесы, основанные на строгой композиции и глубоком психологизме, сформировали модель классической трагедии, оказавшую влияние как на литературу, так и на музыку Европы XVIII–XIX веков.