Рабасса, Педро
1683 - 1767

Назад

Rabassa, Pedro

  • Дата крещения: 21 сентября 1683 года
  • Место рождения: Барселона, Испания
  • Дата смерти: 12 декабря 1767 года
  • Место смерти: Севилья, Испания

Биография

Испанский композитор и музыкальный теоретик. Происходил из семьи музыкантов и получил образование в кафедральном соборе Барселоны. На рубеже XVIII века он пел в драматических постановках при иезуитском колледже в Барселоне и учился у Франсиско Вальса. В это время молодой Рабасса, несомненно, испытал влияние австрийских и итальянских музыкантов, которые находились на службе при дворе эрцгерцога Карлоса III и временно проживали в Барселоне во время Войны за испанское наследство (1701–1714).

10 марта 1713 года Рабасса был назначен капельмейстером собора в Вике, но уже 24 мая следующего года перешёл на ту же должность в Валенсийский собор. 9 июня 1724 года он стал капельмейстером собора Севильи, где во время 1729–1733 годов находился также и двор Филиппа V. Рабасса занимал этот пост до выхода на пенсию в 1757 году, хотя продолжал сочинять музыку для собора вплоть до своей смерти.

Рабасса принадлежал к первому поколению испанских композиторов, которые начали активно включать элементы итальянского стиля в свою музыку, например — речитативы и арии в сочинениях на народном языке. Подобно своему учителю Франсиско Вальсу, он оставил значительный след и в музыкальной теории: его рукописный трактат Guía para los principiantes («Руководство для начинающих») стал важным вкладом в историю испанской музыкальной мысли.

Творчество

Рабасса был чрезвычайно плодовитым автором. Его сочинения широко распространены по различным архивам и библиотекам Испании и Латинской Америки. В них он сочетал традиции испанской духовной музыки с новыми итальянскими влияниями. Особое место занимают мессы, псалмы, мотеты, виллансико, а также оратории и испанские духовные канты.

Его стиль отличается ясностью формы, красочностью вокальной мелодики и умелым использованием инструментального сопровождения. Рабасса, как и многие его современники, писал музыку не только для литургии, но и для праздничных представлений, связанных с жизнью религиозных братств и орденов.

Произведения

Латинская духовная музыка

  • 44 мессы (4–12 голосов, с инструментами)
  • 83 псалма (1–12 голосов, преимущественно с инструментами)
  • 75 мотетов (1–12 голосов, преимущественно с инструментами)
  • 9 сочинений на текст Magnificat
  • 8 «Плачей Иеремии» (Lamentationes)
  • 6 респонсориев (8 голосов)
  • 6 версий «Miserere» (4–8 голосов)
  • 3 «Salve Regina» (6–8 голосов)
  • 3 гимна
  • 2 секвенции
  • «Stabat Mater» (4/8 голосов)
  • другие отдельные произведения

Испанская духовная музыка

  • около 110 виллансико (1–12 голосов, с инструментами)
  • 7 кантат (1–2 голоса, с инструментами)
  • 2 песни на испанский текст
  • Оратории:
  • La gloria de los santos («Слава святых»)
  • La caída del hombre y su reparación («Падение человека и его искупление», 1718, музыка утрачена)
  • Oratorio sacro a San Juan Bautista («Священный ораторий святому Иоанну Крестителю», 1720, музыка утрачена)
  • Diferencia en la buena y mala muerte («Различие между доброй и злой смертью», 1721, музыка утрачена)
  • Тон «Deslumbrada navecilla» (1714)

Испанская светская музыка

  • 3 кантаты (Herido de sus flechas, Monstruo voraz)
  • Песни (Amor a cuyas aras rendido, Elissa gran reina)

Инструментальная музыка

  • Соната для клавира

Теоретические труды

  • Guía para los principiantes que dessean perfeycionarse en la compossicion de la musica («Руководство для начинающих, желающих совершенствоваться в музыкальной композиции», ок. 1720)
  • Reglas generales para la graduación de las voces («Общие правила распределения голосов»)
  • Rudimentos para la composición («Основы композиции»)

Значение

Рабасса стал одним из тех, кто заложил основы перехода испанской музыки от старых ренессансно-барочных традиций к более современному итальянизированному стилю. Его обширное наследие свидетельствует о необычайной широте жанровых интересов и высоком уровне мастерства.