Раб, Валентин
1522 - 1596
Назад
Rab, Valentin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор. Около 1540 года Раб занимал должность кантора в Шнееберге, а в июне 1542 года начал обучение в Виттенберге. Здесь он, вероятно, посещал лекции Иоахима Дитриха (1544) и Адриана Коклико (1545–1546), а также мог слушать лекции Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона и других. Предположительно он оставался в Виттенберге примерно до 1550 года.
С 1554 года и до своей смерти Раб был кантором в Лицеуме Мариамонтанум в Мариенберге. Наряду с Давидом Кёлером и Иоганном Ройшем он принадлежал к важнейшим фигурам верхнесаксонского круга композиторов, которые продолжали традиции Томаса Штольцера. Начиная с 1546 года этот круг активно развивал жанр немецкого псалмового мотета на тексты Лютера, создавая традицию, которая сохранялась ещё долгое время.
До наших дней известно 31 произведение Раба (большинство хранится в Дрездене, Цвиккау и Ганновере), некоторые из них сохранились лишь во фрагментах или в упоминаниях архивов. Значительное число его хоральных обработок утеряно. В его музыке ощущается влияние позднего творчества Жоскена Депре.
С технической точки зрения его немецкие мотеты в целом не превосходят средний уровень современного многоголосия, однако произведения на тексты, содержащие политические или лютеранские идеи, достигают заметной выразительности благодаря усиленной декламации текста и применению риторических приёмов.
Особенно значительны псалмовые мотеты, написанные в 1547–1550 годах, которые отражают отношение Раба к Шмалькальденской войне (1547), к Аугсбургскому и Лейпцигскому интеримам (1548–1552), а также к внутренним протестантским спорам. Эти сочинения не были задуманы как литургическая музыка и имели ограниченное использование в богослужебной практике.
Известно 31 сочинение, главным образом мотеты и обработки псалмов на немецкие тексты. Значительное количество обработок хоралов утрачено. Среди сохранившихся сочинений:
Стиль Раба отличается стремлением к риторической выразительности и более острому словесному акценту по сравнению с традиционной литургической полифонией.