Рожицкий, Яцек
.... - 1696

Назад

Яцек Рожицкий (Jacek Różycki) - польский композитор

  • Родился в Ленчице.
  • Умер после 1696 года.

Вероятно, он был сыном Станислава Рожицкого, обедневшего дворянина из Доливы, происходившего из Ленчицкого района. По-видимому, он поступил в королевскую часовню в Варшаве в середине 1640-х годов (в постановлении собора от 1676 года говорилось, что он прослужил там “около тридцати лет”). Вероятно, он поступил в капеллу в качестве хориста, но вполне мог и не быть учеником хормейстеров Марко Скакки и Бартломея Пекеля, как предполагалось, поскольку в платежной ведомости указано, что мальчики из капеллы находились под присмотром других музыкантов (например, Петра Элерта). Однако, возможно, он учился у Пекеля, когда был постарше. Со временем он сам стал хормейстером и, возможно, даже сменил Пекеля. Точная дата его назначения неизвестна, и следует добавить, что источники 1670 года, относящиеся к периоду его пребывания на этом посту, упоминают о другом хормейстере, Фабиане Реджиусе. Однако есть также упоминание о том, что Рожицкий был хормейстером при четырех сменявших друг друга правителях; первый из них, Ян Казимир, прекратил правление в 1668 году, а последний, Август II, вступил на престол в 1697 году. Август, который был курфюрстом Саксонии, в 1697 году реформировал варшавскую капеллу, объединив ее с Дрезденской капеллой; Рожицкий был назначен капельмейстером совместно с И.К. Шмидтом. 

Рожицкий сочинил несколько виртуозных мотетов и концертов, используя итальянскую технику концертато, характерную для польской музыки эпохи барокко; он также следовал традиционным образцам духовной вокальной полифонии. В ряд этих работ он включил цитаты из польских народных песен и, таким образом, может рассматриваться как преемник Марцина Мельчевского. Другая его музыка состоит из простых гимнов для четырех голосов, в которых он отказался от подражательной полифонии в пользу гомофонического написания четких фраз и подчеркивания мелодичности самого высокого голоса; таким образом, эти произведения похожи на протестантские хоралы и являются исключительными в польской музыке того периода. Хотя ни одна из песен Рожицкого не была опубликована, она, по-видимому, стала популярной; например, Дилецкий ссылался на него и цитировал его произведения в своем трактате "Музыкальная грамматика" (1680), а около 1700 года Чаршницкий основал свою "Вечную жизнь христа" на одноименном гимне Рожицкого.