Квитшрайбер, Георг
1569 - 1638

Назад

Quitschreiber, Georg

  • Дата рождения: 30 декабря 1569
  • Место рождения: Кранихфельд, близ Веймара, Германия
  • Дата смерти: 1638 (накануне Пятидесятницы)
  • Место смерти: Магдала, близ Йены, Германия

Биография

Немецкий композитор, музыкальный теоретик и духовное лицо. Учился у Николауса Ростхиуса, хотя точное время и место обучения неизвестны. В 1588 году был студентом теологии в Университете Йены. В 1594 году граф Альбрехт фон Шварцбург-Рудольштадт назначил его придворным и городским кантором в Рудольштадте.

20 июня 1596 года женился на Сибилле Вендель. В 1598 году стал кантором и четвёртым учителем в школе Йены, а в 1614 году — пастором деревень Хайнихен и Штибритц неподалёку. С 1629 года до своей смерти он был пастором в Магдале, Оттштедте и Майне. Горький спор с родственником Конрадом Бергером, школьным учителем Оттштедта, и возникшие из-за этого волнения, как считается, привели к его смерти.

Фридрих Таубманн, профессор поэзии в Виттенберге, называл Квитшрайбера «тюрингским соловьём».

Творчество

Произведения Квитшрайбера, издававшиеся почти исключительно в Йене, написаны в намеренно простом стиле, близком к Лукас Озиандеру и Цириаку Шнигассу. Его музыка лёгкая для исполнения: средние голоса почти неподвижны, бас в основном движется скачками кварт и квинт. Более сложные многоголосые мотеты, некоторые с указаниями для совместного исполнения голосов и инструментов, демонстрируют разнообразие полифонической техники.

35 акапельных произведений в сборнике Kirchengesäng (1608), предназначенных «для обучения и исполнения нашими дорогими юными певцами», включают четырёхголосные композиции от Адвента до начала Великого поста. Подобные коллекции были опубликованы примерно в то же время Мельхиором Вульпиусом.

Квитшрайбер также создавал эпизодическую музыку для похорон, свадеб, дней рождения и школьных праздников, а после принятия духовного сана продолжал сочинять праздничную музыку для университетских торжеств в Йене, включая юбилеи, инаугурации ректоров и вручение докторских степеней. Он писал тексты к своим произведениям, многие с акростихами, а также публиковал латинские и немецкие поэмы в сборниках похоронных речей.

Он автор теоретических трудов, некоторые из которых выходили в нескольких изданиях. Musikbüchlein für die Jugend — важное введение в вокальную полифонию, широко цитировавшееся Михаэлем Преториусом в Syntagma Musicum. В книге содержались практические рекомендации: умеренный темп, правильная смена голосов и инструментов, расширенный диапазон до трёх октав и сексты, а также советы по сольмизации и транспозиции.

Трактат De canendi elegantia состоит из 18 правил, основанных в основном на публикациях Андреаса Орнитопарха. De Parodia исследует понятие пародии в музыке: изменение количества голосов, использование тематического материала или новых текстов на основе произведений Жоскена, Ласса, Лупи, Маренцио, Иеронимуса Преториуса, Родио, Стригги, Векки и Виктории. В работе Voces quaedam animalium diversorum (1612) изучаются слова и понятия, описывающие вокальные звуки животных в античных источниках и Библии.

Произведения

Священная вокальная музыка

  • Acclamatio musicalis gratulatoria (Музыкальное приветствие), 8 голосов, 1615
  • Allhier liegen christlich begrabn (Здесь похоронены христиане), 4 голоса, 1605
  • Brautlied, Psalm 128 (Песня невесты, Псалом 128), 8 голосов, 1604
  • Brautlied, Psalm 128 (Песня невесты, Псалом 128), 5 голосов, 1609
  • Christ, unser Schulfürst (Христос, наш школьный князь), 4 голоса, 1625
  • Dictum nuptiale, канон, 8 голосов, 1614
  • Die Krone unsers Häupts (Корона нашей главы), 6 голосов, 1606
  • Est vobis praesens Dominus, канон, 12 голосов, 1618
  • Frölich muss ich aus Herzen Grund (Радостно должен я из сердца), 5 голосов, 1628
  • Gaudia magna jubent (Великая радость велит), 8 голосов, 1616
  • Gerhardus, rector musis, канон, 4 голоса, 1629
  • Herr Christe, segne die, канон, 1612
  • Herr Jesu Christ, mein Heiland bist (Господь Иисус Христос, мой Спаситель), 6 голосов, 1611
  • Ich bin die Auferstehung (Я есть воскресение), 6 голосов, 1605
  • Ich hab durch Gott mein Lauf vollendt (Я завершил свой путь через Бога), 5 голосов, 1613
  • Immisit Dominus, 12 голосов, 1620
  • In Gottes Nam mit Fried und Freud (Во имя Бога с миром и радостью), 4 голоса, 1613
  • Laudate salvatorum nostrum, канон, 4 голоса, 1610
  • Mein Hoffnung in der argen Welt (Моя надежда в злой мире), 4 голоса, 1605
  • Misericordia et veritas obviaverunt sibi, канон, 2 голоса, 1599
  • Nunc dimittis, 4 голоса, 1605
  • O grosser Gott (О великий Бог), 5 голосов, 1635
  • O Herre Gott (О Господь Бог), 6 голосов, 1605
  • Pater noster (Отче наш), 8 голосов, 1609
  • Quam pulchra es amica mea (Как прекрасна ты, подруга моя), 8 голосов, 1606
  • Rectorem Gherhardus agit, канон, 4 голоса, 1617
  • Schau, wer ist die (Смотри, кто это), 4 голоса, 1628
  • Seraphim clamabant (Серафимы возглашали), 11 голосов, 1620
  • Surge propera amica mea (Встань и поспеши, подруга моя), 6 голосов, 1607
  • Tui cruce triumphamus Domine, канон, 2 голоса, 1599
  • Votum tetraphonicum in homophonia, канон, 4 голоса, 1612
  • Weil mein Stündlein jetzt dommen ist (Ибо мой час настал), 6 голосов, 1606
  • Wenn mein Gott will (Если мой Бог пожелает), 4 голоса, 1629
  • Wo der Herr nicht das Haus bauet (Где Господь не строит дом), 8 голосов, 1615
  • Wohl dem, der Gott wie David lehret (Блажен тот, кто учит Бога, как Давид), 8 голосов, 1604

Утраченные: Plaudite, 4 голоса; Teutsche Harmonie, 6 голосов, 1622; Trachtet am ersten, 6 голосов

Теоретические труды

  • De canendi elegantia octodecim praecepta (О совершенстве пения: восемнадцать правил), Йена, 1598
  • Musikbüchlein für die Jugend (Музыкальная книжка для юношества), Лейпциг, 1605
  • De parodia tractatus musicalis (Трактат о музыкальной пародии), Йена, 1611
  • Quarta exercitatio musicalis: De confusionibus publicis in choro musico (Четвёртое музыкальное упражнение: о публичных путаницах в хоре), Йена, 1637

Ноты сочинений Георга Квитшрайбера на сайте библиотеки IMSLP