Квитшрайбер, Георг
1569 - 1638
Назад
Георг Квитшрайбер (Georg Quitschreiber) - Немецкий композитор и теоретик
Родился 30 декабря 1569 года, Кранихфельд, северный Веймар - умер накануне Троицы 1638 года, Магдала, северная Йена.
Он учился у Николая Росциуса, хотя неизвестно, когда и где именно. В 1588 году он был студентом теологии в Йенском университете. В 1594 году граф Альбрехт фон Шварцбург-Рудольштадт назначил его придворным и гражданским кантором в Рудольштадте. 20 июня 1596 года он женился на Сибилле Вендель. В 1598 году он стал кантором и четвертым школьным учителем в Йене, а в 1614 году - пастором в деревнях Хайнихен и Штибриц, расположенных неподалеку; с 1629 года и до своей смерти он был пастором в Магдале, Оттштедте и Майне. Говорят, что ожесточенный спор с его родственником Конрадом Бергером, школьным учителем из Оттштедта, и волнение, которое это вызвало у Квитшрайбера, привели к его смерти. Фридрих Таубман, профессор поэзии в Виттенберге, называл Квитшрайбера “тюрингским соловьем”. Его композиции, печатаемые почти исключительно в Йене, написаны в намеренно простом стиле, подобном стилю Лукаса Осиандера и Кириакуса Шнегасса. Его музыку легко исполнять: в средних голосах почти нет движения, а басовые партии в основном переходят в 4-е и 5-е. Только многоголосные мотеты, некоторые из которых содержат признаки комбинированного вокального и инструментального исполнения, демонстрируют более разнообразный стиль написания партий. 35 постановок а капелла в его "Кирхенгесенге" 1608 года, которые в основном предназначались "для исполнения нашей дорогой молодежью", состоят из четырех частей и предназначены для периода от Адвента до начала Великого поста. Примерно в то же время аналогичные сборники были опубликованы Мельхиором Вульпиусом. Композиционные достижения Квитшрайбера еще предстоит полностью оценить. Время от времени он сочинял произведения для похорон, свадеб, дней рождения и школьных торжеств, и даже после получения заказов продолжал регулярно сочинять праздничную музыку для таких университетских мероприятий в Йене, как юбилеи, назначение ректоров и церемонии получения докторских степеней, проводимые в гражданской церкви Йены. Он также был поэтом, писал слова для большей части своей собственной музыки (многие из которых включают акростихи), а ряд печатных заупокойных проповедей содержит его латинские и немецкие стихи. Квитшрайбер также является автором теоретических работ, некоторые из которых выдержали несколько изданий. Книга "Музыка для молодежи", которая является важным введением в вокальную полифонию, широко цитировалась Майклом Преториусом в его "Музыкальной синтагме". Большая часть содержания книги носит практический характер. Автор рекомендовал умеренный темп и соответствующее чередование инструментов и голоса. Он был против ограничения десятистрочной системы и расширил диапазон до трех октав и одной шестой - предположительно, уступая развивавшейся в то время инструментальной музыке. Он подробно, но в несложной форме исследовал проблему седьмой ступени сольмизации. Кроме того, здесь есть инструкции по подбору начальной высоты звука при исполнении вокальной музыки и примеры переложений до 5-й “по желанию или в случае необходимости”. Его "Правила элегантности" также имеют практическую направленность: его 18 правил в значительной степени основаны на публикациях Андреаса Орнитопарха (1517). В краткой апологии "О пародии" понятие пародии трактуется в самом широком смысле. Здесь он показал, как некоторые композиции Жоскена, Лассуса, Лупи, Маренцио, Иеронимуса Преториуса, Родио, Стриджи, Векки и Виктории претерпели существенные изменения, связанные с сокращением или увеличением количества голосов, изменением тем или использованием новых текстов. Ссылки Квитшрайбера на классические труды по образованию, от Аристида Квинтилиана до Йозефа Скалигера, относят его к поздней гуманистической интеллектуальной традиции. В его замечательном трактате "Voces quaedam animalium diversorum" (1612) изучались понятия и слова, используемые греческими и латинскими авторами и Библией для описания звуков животных.
Ноты сочинений Георга Квитшрайбера на сайте библиотеки IMSLP