Квирсфельд, Иоганн
1642 - 1686
Назад
Quirsfeld, Johann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор, музыкальный теоретик и духовное лицо. После получения степени магистра в Университете Виттенберга работал кантором в церкви Святой Марии, главном приходе Пирны (рядом с Дрезденом), с 1670 года до своей смерти. В 1679 году стал дьяконом и членом духовенства, а позднее был назначен архидиаконом.
Его первое издание, Breviarium musicum (Пирна, 1675), представляло собой элементарное руководство по пению для школьного использования; в нём использовалась сольмизация, но Квирсфельд также принял применение буквенных обозначений нот, как предлагал Амброзиус Профе в своём Compendium musicum (1641). Во втором издании (1683) он добавил 12 двухголосых канонов к музыкальному приложению, которое изначально состояло из 12 фуг в 12 модах. Книга была переиздана несколько раз как минимум до 1717 года.
Корнелис а Бёйгем упомянул другой трактат Квирсфельда, Aurifodina mathematica de sono (Лейпциг, 1675), который, по всей видимости, утрачен.
Сборник музыкальных произведений Квирсфельда Geistliche Hochzeit des Lammes aus vierzehn Kernsprüchen der Heiligen Schrift (Лейпциг, 1677) включает 14 песен для сольного голоса и бассо континуо (две мелодии в ZahnM) на тему Христа как Жениха. Посвящение было четырём дочерям патрицианской семьи Лейпцига.
Его Geistlicher Harffen-Klang (Лейпциг, 1679) — большой сборник гимнов, включающий 1003 текста с 263 мелодиями (четыре в ZahnM). В десяти разделах содержатся гимны для праздничных дней, катехизисные гимны, псалмы, произведения на темы литургического года, креста, покаяния, благодарения, смерти и воскресения. В предисловии Квирсфельд отмечает, что трезвучие символизирует Троицу, и хвалит музыку как дар Божий, приносящий утешение обеспокоенным душам. Он сам сочинил только три мелодии; около половины композиций взято из коллекций XVI века, а большинство остальных — из произведений Иоганна Крюгера, который также служил образцом для сочинений для сольного голоса с басом. Этот сборник, включающий многие пиетистские тексты, использовался примерно до рубежа XVII–XVIII веков.
Ноты сочинений Иоганна Квирсфельда на сайте библиотеки IMSLP