Кванц, Иоганн Иоахим
1697 - 1773
Назад
Quantz, Johann Joachim

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Йоханн Иоахим Кванц был немецким флейтистом, композитором, теоретиком музыки и изготовителем флейт. Его автобиография, опубликованная в сборнике Ф.В. Марпурга Historisch-kritische Beyträge (том I, 1754–1755), является основным источником сведений о жизни композитора, сосредоточенных на его деятельности в Дрездене (1716–1741) и при дворе Фридриха Великого в Берлине и Потсдаме (с 1741 года).
Сын кузнеца, Кванц начал своё музыкальное образование в 1708 году под руководством дяди Юстуса Кванца, городского музыканта в Мерзебурге. После смерти дяди три месяца спустя, он продолжил обучение у преемника дяди и зятя, И.А. Фляйшхака, которому служил подмастерьем после завершения ученичества в 1713 году. В ходе обучения Кванц освоил большинство основных струнных инструментов, гобой и трубу.
В 1714 году, воспользовавшись периодом траура по брату правящего герцога, он посетил Пирну, где познакомился с концертами для скрипки Вивальди, оказавшими решающее влияние на его художественное развитие. В марте 1716 года Кванц принял приглашение Готфрида Хайне войти в городскую музыкальную капеллу Дрездена.
В 1717 году он провёл часть времени в Вене, изучая контрапункт у ученика Фукса, И.Д. Зеленьки. В 1718 году стал гобоистом в польской капелле Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, сопровождая его в официальных визитах в Варшаву, оставаясь при этом длительное время в Дрездене. Поскольку возможности карьерного роста как гобоист у него было немного, в 1719 году он переключился на поперечную флейту, изучая её краткое время у известного французского исполнителя П.Г. Буффардина, сторонника французского музыкального вкуса. Однако наибольшее влияние на его развитие как исполнителя и композитора оказал ведущий скрипач и представитель «смешанного вкуса» (французского и итальянского) И.Г. Пизендель.
Интерес Кванца к композиции, особенно к произведениям для флейты, продолжал расти под влиянием широкого круга итальянских и французских сочинений, исполняемых в Дрездене. В репертуаре саксонского двора, однако, под влиянием opera seria и инструментальных произведений Корелли, Торелли и Вивальди, постепенно преобладал итальянский музыкальный стиль над французским.
С 1724 по 1727 год Кванц завершил обучение поездками в Италию, а также краткими остановками во Франции и Англии. Он изучал контрапункт у Франческо Гаспарини в Риме, произвёл впечатление на Алессандро Скарлатти и встретил будущего капельмейстера Дрездена И.А. Хассе. С августа 1726 по март 1727 года Кванц находился в Париже, где, несмотря на неприязнь к французскому вокальному стилю, получил удовольствие от исполнения многих инструменталистов, включая флейтиста Мишеля Блаве. В Париже он впервые добавил вторую клавишу к флейтам для улучшения интонации. После десятинедельного пребывания в Англии, где он познакомился с Генделем, Кванц вернулся в Дрезден в июле 1727 года.
В марте 1728 года он был повышен до члена регулярной дрезденской придворной капеллы, где больше не требовалось дублирование гобоем. С этим повышением он окончательно получил признание как один из выдающихся исполнителей Дрездена.
В мае 1728 года Кванц, Пизендель, Буффардин и другие сопровождали Августа II в Берлин для официального визита. Кванц произвёл особенно сильное впечатление на принца Фридриха, с которым затем встречался дважды в год, обучая игре на флейте. После смерти Августа II в 1733 году Кванцу не разрешили перейти к двору в Берлине, но он продолжал службу при Августе III, посвящая ему опус 1 Sei sonate для флейты и баса (1734).
Когда Фридрих стал королём Пруссии в 1740 году, он предложил Кванцу 2000 талеров в год, освобождение от обязанностей в оперном оркестре и условие подчиняться только ему. В декабре 1741 года Кванц переехал в Берлин, где его обязанности сосредоточились на контроле за частными вечерними концертами короля, для которых он писал новые произведения и имел право единолично критиковать игру Фридриха. За новые композиции и изготовление флейт, которым он занимался с 1739 года, он получал дополнительные выплаты. После вступления в службу Фридриха он отказался от концертных туров и приглашений к другим дворам.
Большинство произведений Кванца до сих пор ждут публикации и точной датировки. Трио-сонаты, как правило, относятся к дрезденскому периоду, а в каталогах Фридриха низкие номера, вероятно, указывают на ранние даты сочинений. Хотя Кванц никогда не упрощал стиль так радикально, как его более молодые современники, его произведения отражают переход от позднего барокко к ранней классике. Несмотря на неравное качество и частое использование клише, работы демонстрируют высокое мастерство, и исследователи обращают внимание на несколько композиций, которые помогают лучше понять произведения И.С. Баха.
Концерты Кванца показывают влияние Вивальди: они обычно следуют трёхчастной форме быстро–медленно–быстро и адаптируют струнные фигурации к ограниченному диапазону и гибкости флейты. Поздние концерты демонстрируют более сильные ритмические контрасты между мотивами ритурнелло, из которых всё чаще извлекается сольный материал.
Большинство трио-сонат и ранних сольных сонат следуют четырёхчастной структуре sonata da chiesa, но включают французские танцевальные формы, характерные для «смешанного вкуса» Кванца. Многие движения трио-сонат используют контрапунктические приёмы, подтверждая техническую виртуозность композитора. Однако в соответствии с современными тенденциями Кванц предпочитал скрывать сложность контрапункта. В сольных сонатах к 1734 году он применял схему медленно–быстро–быстро, характерную для большинства берлинских сонат. В формальной организации движения склонны к расширению бинарных конструкций с увеличением возврата из первой части во вторую. С простым мелодическим письмом, разнообразием тем, отказом от сложного контрапункта при сохранении мелодической басовой линии и частым использованием аппoggiатур и трелей, эти произведения демонстрируют мастерство Кванца в галантном стиле.
Автобиография Кванца и его другие письменные работы представляют большой интерес для исследователей музыки, но наибольшее значение для музыкальной литературы имеет его трактат Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (Берлин, 1752).
Из 18 глав трактата только пять посвящены исключительно флейтистам; остальные рассматривают общие вопросы, интересные любителям инструментальной музыки, и делают это более полно и конкретно, чем когда-либо прежде. Трактат разделён на три основные части:
Трактат Versuch оказал значительное влияние на более поздних немецких авторов, от К.П.Э. Баха до Д.Г. Тюрка. Хотя взгляды Кванца нельзя рассматривать как абсолютные руководства для исполнения музыки позднего барокко, они отражают многие практики периода примерно с 1725 по 1755 годы, культивировавшиеся в Дрездене — одном из лучших музыкальных центров Европы, а затем и в Берлине.
Инструментальные
Вокальные
Письменные труды
Ноты сочинений Иоганна Иоахима Кванца на сайте библиотеки IMSLP