Кванц, Иоганн Иоахим
1697 - 1773

Назад

Quantz, Johann Joachim

  • Дата рождения: 30 января 1697
  • Место рождения: Обершеден, Ганновер, Германия
  • Дата смерти: 12 июля 1773
  • Место смерти: Потсдам, Пруссия

Биография

Йоханн Иоахим Кванц был немецким флейтистом, композитором, теоретиком музыки и изготовителем флейт. Его автобиография, опубликованная в сборнике Ф.В. Марпурга Historisch-kritische Beyträge (том I, 1754–1755), является основным источником сведений о жизни композитора, сосредоточенных на его деятельности в Дрездене (1716–1741) и при дворе Фридриха Великого в Берлине и Потсдаме (с 1741 года).

Сын кузнеца, Кванц начал своё музыкальное образование в 1708 году под руководством дяди Юстуса Кванца, городского музыканта в Мерзебурге. После смерти дяди три месяца спустя, он продолжил обучение у преемника дяди и зятя, И.А. Фляйшхака, которому служил подмастерьем после завершения ученичества в 1713 году. В ходе обучения Кванц освоил большинство основных струнных инструментов, гобой и трубу.

В 1714 году, воспользовавшись периодом траура по брату правящего герцога, он посетил Пирну, где познакомился с концертами для скрипки Вивальди, оказавшими решающее влияние на его художественное развитие. В марте 1716 года Кванц принял приглашение Готфрида Хайне войти в городскую музыкальную капеллу Дрездена.

В 1717 году он провёл часть времени в Вене, изучая контрапункт у ученика Фукса, И.Д. Зеленьки. В 1718 году стал гобоистом в польской капелле Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, сопровождая его в официальных визитах в Варшаву, оставаясь при этом длительное время в Дрездене. Поскольку возможности карьерного роста как гобоист у него было немного, в 1719 году он переключился на поперечную флейту, изучая её краткое время у известного французского исполнителя П.Г. Буффардина, сторонника французского музыкального вкуса. Однако наибольшее влияние на его развитие как исполнителя и композитора оказал ведущий скрипач и представитель «смешанного вкуса» (французского и итальянского) И.Г. Пизендель.

Интерес Кванца к композиции, особенно к произведениям для флейты, продолжал расти под влиянием широкого круга итальянских и французских сочинений, исполняемых в Дрездене. В репертуаре саксонского двора, однако, под влиянием opera seria и инструментальных произведений Корелли, Торелли и Вивальди, постепенно преобладал итальянский музыкальный стиль над французским.

С 1724 по 1727 год Кванц завершил обучение поездками в Италию, а также краткими остановками во Франции и Англии. Он изучал контрапункт у Франческо Гаспарини в Риме, произвёл впечатление на Алессандро Скарлатти и встретил будущего капельмейстера Дрездена И.А. Хассе. С августа 1726 по март 1727 года Кванц находился в Париже, где, несмотря на неприязнь к французскому вокальному стилю, получил удовольствие от исполнения многих инструменталистов, включая флейтиста Мишеля Блаве. В Париже он впервые добавил вторую клавишу к флейтам для улучшения интонации. После десятинедельного пребывания в Англии, где он познакомился с Генделем, Кванц вернулся в Дрезден в июле 1727 года.

В марте 1728 года он был повышен до члена регулярной дрезденской придворной капеллы, где больше не требовалось дублирование гобоем. С этим повышением он окончательно получил признание как один из выдающихся исполнителей Дрездена.

В мае 1728 года Кванц, Пизендель, Буффардин и другие сопровождали Августа II в Берлин для официального визита. Кванц произвёл особенно сильное впечатление на принца Фридриха, с которым затем встречался дважды в год, обучая игре на флейте. После смерти Августа II в 1733 году Кванцу не разрешили перейти к двору в Берлине, но он продолжал службу при Августе III, посвящая ему опус 1 Sei sonate для флейты и баса (1734).

Когда Фридрих стал королём Пруссии в 1740 году, он предложил Кванцу 2000 талеров в год, освобождение от обязанностей в оперном оркестре и условие подчиняться только ему. В декабре 1741 года Кванц переехал в Берлин, где его обязанности сосредоточились на контроле за частными вечерними концертами короля, для которых он писал новые произведения и имел право единолично критиковать игру Фридриха. За новые композиции и изготовление флейт, которым он занимался с 1739 года, он получал дополнительные выплаты. После вступления в службу Фридриха он отказался от концертных туров и приглашений к другим дворам.

Творчество

Большинство произведений Кванца до сих пор ждут публикации и точной датировки. Трио-сонаты, как правило, относятся к дрезденскому периоду, а в каталогах Фридриха низкие номера, вероятно, указывают на ранние даты сочинений. Хотя Кванц никогда не упрощал стиль так радикально, как его более молодые современники, его произведения отражают переход от позднего барокко к ранней классике. Несмотря на неравное качество и частое использование клише, работы демонстрируют высокое мастерство, и исследователи обращают внимание на несколько композиций, которые помогают лучше понять произведения И.С. Баха.

Концерты Кванца показывают влияние Вивальди: они обычно следуют трёхчастной форме быстро–медленно–быстро и адаптируют струнные фигурации к ограниченному диапазону и гибкости флейты. Поздние концерты демонстрируют более сильные ритмические контрасты между мотивами ритурнелло, из которых всё чаще извлекается сольный материал.

Большинство трио-сонат и ранних сольных сонат следуют четырёхчастной структуре sonata da chiesa, но включают французские танцевальные формы, характерные для «смешанного вкуса» Кванца. Многие движения трио-сонат используют контрапунктические приёмы, подтверждая техническую виртуозность композитора. Однако в соответствии с современными тенденциями Кванц предпочитал скрывать сложность контрапункта. В сольных сонатах к 1734 году он применял схему медленно–быстро–быстро, характерную для большинства берлинских сонат. В формальной организации движения склонны к расширению бинарных конструкций с увеличением возврата из первой части во вторую. С простым мелодическим письмом, разнообразием тем, отказом от сложного контрапункта при сохранении мелодической басовой линии и частым использованием аппoggiатур и трелей, эти произведения демонстрируют мастерство Кванца в галантном стиле.

Труды

Автобиография Кванца и его другие письменные работы представляют большой интерес для исследователей музыки, но наибольшее значение для музыкальной литературы имеет его трактат Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (Берлин, 1752).

Из 18 глав трактата только пять посвящены исключительно флейтистам; остальные рассматривают общие вопросы, интересные любителям инструментальной музыки, и делают это более полно и конкретно, чем когда-либо прежде. Трактат разделён на три основные части:

  1. Исполнение на отдельном инструменте и орнаментация.
  2. Первая часть трактата привлекла наибольшее внимание. Кванц делит орнаментацию на два основных типа:
  • wesentliche Manieren (существенные украшения), такие как аппoggiатуры и трели, в основном под влиянием французской традиции;
  • willkürliche Veränderungen (произвольные вариации), отражающие итальянскую практику украшения мелодии, применимые лишь к определённым видам адажио.
  1. Эта часть также содержит почти единственный современный отчёт о модификациях флейты конца XVII века и описывает собственные изобретения Кванца: добавление второй клавиши и разделение головки флейты на две части для создания настройного слайда.
  2. Обязанности аккомпанирующих инструментов и их руководителя.
  3. Кванц обсуждает рассадку оркестра, использование смычка и темп. Он соотносит пульс около 80 ударов в минуту с определёнными длительностями нот в четырёх основных указаниях темпа — от allegro assai (один удар пульса на миним) до adagio assai (два удара пульса на восьмую ноту), подчёркивая, что это правило требует уточнения другими параметрами и применимо прежде всего к инструментальной музыке.
  4. Характеристики национальных стилей.
  5. Последняя часть трактата рассматривает особенности итальянского, французского и немецкого стилей и даёт читателю основу для оценки как исполнителей, так и композиций. Кванц делает акцент на вкусе (taste), что даёт ему определённую теоретическую свободу и приводит к особому вниманию к качеству и организации музыкальных тем, а не к гармонии, фактуре или общей форме. В обсуждении национальных стилей он подчёркивает, что немецкая музыка объединяет лучшие элементы французского и итальянского стилей, что, по его мнению, должно было привести к созданию универсального музыкального языка.

Трактат Versuch оказал значительное влияние на более поздних немецких авторов, от К.П.Э. Баха до Д.Г. Тюрка. Хотя взгляды Кванца нельзя рассматривать как абсолютные руководства для исполнения музыки позднего барокко, они отражают многие практики периода примерно с 1725 по 1755 годы, культивировавшиеся в Дрездене — одном из лучших музыкальных центров Европы, а затем и в Берлине.

Произведения

Инструментальные

  • Более 305 концертов для флейты, струнных и бассо континуо, около 250 из которых сохранились.
  • 5 концертов: для 2 солирующих флейт/гобоя/скрипки, 2 гобоя, фагота, струнных, бассо континуо; для 2 солирующих флейт, 2 гобоя, фагота, струнных; для 2 солирующих флейт, 2 скрипок, альта, виолончели; для 2 солирующих флейт, 2 гобоев, 2 валторн, фагота, струнных, бассо континуо; для 2 солирующих флейт, 2 гобоев, фагота, струнных, бассо континуо.
  • 3 концерта: 2 солирующих флейты, 2 гобоя, фагот, струнные, бассо континуо.
  • 2 концерта: гобой, струнные, бассо континуо (частная коллекция).
  • 2 концерта: валторна, струнные, бассо континуо, один под вопросом.
  • 3 концертные гроссо — утрачены.
  • Концерт для обоя д’амур, струнных и бассо континуо — утрачено.
  • Pastoralle, прелюдия к Die Hirten bei der Krippe zu Bethlehem (Пастораль, прелюдия к «Пастухи у яслей в Вифлееме»), 2 флейты, 2 гобоя, 2 скрипки, альт, орган obbl.
  • 11 капризов, 6 фантазий и 43 вариации, движения сюиты и другие, для соло флейты/флейт, бассо континуо.
  • Solfeggi, соло флейта, рукопись.
  • Более 235 сонат для флейты и бассо континуо, около 35 изданы в XVIII веке, только 6 sonate a flauto traversiere solo, op.1 (Дрезден, 1734) — авторизированы Кванцем.
  • Вариации на Ich schlief da träumte mir (Вариации на «Я спал и мне снилось»), флейта, бассо континуо.
  • 6 сонат или дуэтов для 2 немецких флейт и 2 скрипок, op.5 (Лондон, 1750).
  • 6 дуэтов для 2 флейт, op.2 (Берлин, 1759).
  • Дуэт для 2 флейт, DK-Kk.
  • Минуэт для 2 флейт, Select Aires or Duets (Лондон, 1737).
  • 7 дуэтов для 2 флейт — утрачено.
  • Около 55 трио-сонат для 2 флейт и бассо континуо, либо флейта, скрипка/гобой/гобой д’амур/альт д’амур/рекордер, бассо континуо.
  • 4 квартета — утрачены.
  • 4 сонаты для 3 флейт: 3 в DK-Kk (1 с дополнительной атрибуцией); 1 издана G. Billaudot.
  • Arioso ma un poco Andante, флейта, 2 скрипки, альт.
  • Divertimento a 5, флейта, другие инструменты — утрачено, партия флейты частично цитируется в Solfeggi.

Вокальные

  • Ария Padre perdonna (Отче, прости), сопрано, струнные, бассо континуо.
  • Ария Sembra che il ruscelletto (Кажется, что ручеёк) для «Сигра. Аструа» в Serenata fatta per l’arrivo della Regina Madre a Charlottenburgo (Серената, исполненная к приезду королевы матери в Шарлоттенбург, 1747).
  • 6 песен с бассо континуо:
  • Ach ich verschmachte – Schenket ein («Ах, я томлюсь — дарите»),
  • Holde Phyllis, die Göttinnen («Милая Филлис, богини»),
  • Welche Gottheit soll auch mir einen Wunsch gewähren («Какая божество дарует мне желание»),
  • Wenn ich mir ein Mädchen wähle («Когда я выберу девушку»),
  • Kleine Schöne, küsse mich! («Маленькая красавица, поцелуй меня!»),
  • Gewiss! der ist beklagenswerth («Конечно! Это прискорбно»).
  • 22 гимна с бассо континуо в Neue Kirchen-Melodien zu denen geistlichen Liedern des Herrn Professor Gellerts (Новые церковные мелодии к духовным песням профессора Геллерта, Берлин, 1760).

Письменные труды

  • Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (Попытка наставления по игре на поперечной флейте, Берлин, 1752; различные издания и переводы, включая On Playing the Flute, Лондон, 1985).
  • Herrn Johann Joachim Quantzens Lebenslauf von ihm selbst entworfen («Автобиография Йоханна Иоахима Кванца»), Берлин, 1754–1755.
  • Hrn. Johann Joachim Quanzens Antwort auf des Herrn von Moldenit gedruckten so genanntes Schreiben an Hrn. Quanz… («Ответ Й. И. Кванца на публикацию господина фон Молденита о трактате для флейты»), Берлин, 1759.
  • Vorbericht, в Sei duetti …, op.2 (Предварительное сообщение к сборнику Шесть дуэтов, оп.2, Берлин, 1759).
  • Возможно, статьи под псевдонимом «Neologos» в Kritische Briefe über die Tonkunst (Критические письма о музыке, 1760).

Ноты сочинений Иоганна Иоахима Кванца на сайте библиотеки IMSLP