Кванц, Иоганн Иоахим
1697 - 1773
Назад
Иоганн Иоахим Кванц (Johann Joachim Quantz) - Немецкий флейтист, композитор
Родился 30 января 1697 года, Обершеден, Ганновер - умер 12 июля 1773 года, Потсдам.
Автор музыкальных произведений и мастер игры на флейте.
Автобиография Кванца, опубликованная в издании Ф.В. Марпурга "Исторические и критические исследования" (1754-1755), является основным источником информации о жизни композитора, в основном о его деятельности в Дрездене (1716-1741) и при дворе Фридриха Великого в Берлине и Потсдаме (ок.1741). Сын кузнеца, он начал свое музыкальное образование в 1708 году у своего дяди Юстуса Кванца, городского музыканта Мерзебурга. После смерти Юстуса, три месяца спустя, Кванц продолжил свое обучение у преемника своего дяди и зятя И.А. Флейшхака, у которого он служил подмастерьем после завершения обучения в 1713 году. Во время своего ученичества Кванц овладел большинством основных струнных инструментов - гобоем и трубой. Воспользовавшись периодом траура по брату правящего герцога в 1714 году, он посетил Пирну, где познакомился с некоторыми скрипичными концертами Вивальди, которые должны были оказать решающее влияние на его творческое развитие. В марте 1716 года он принял приглашение Готфрида Гейне присоединиться к дрезденскому городскому оркестру. Всегда стремившийся усовершенствовать свои музыкальные способности, Кванц провел часть 1717 года в Вене, изучая контрапункт у ученика Фукса Дж.Д. Зеленки. В 1718 году он стал гобоистом в польской капелле Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, сопровождая его во время официальных визитов в Варшаву, но подолгу оставаясь в Дрездене. Поскольку у Кванца было мало возможностей продвинуться как гобоиста, в 1719 году он обратился к игре на поперечной флейте, недолго обучаясь у известного французского исполнителя П.Г. Буффардена, сторонника французского вкуса. Однако он приписывал Дж. Пизендель, ведущий скрипач и представитель "смешанного вкуса" (французского и итальянского), оказавший наибольшее влияние на его становление как исполнителя и композитора. Его интерес к композиции, особенно к произведениям для флейты, продолжал расти, чему способствовал широкий спектр итальянских и французских произведений, исполнявшихся тогда в Дрездене. Однако в репертуаре саксонского двора под влиянием оперных серий и инструментальных сочинений Корелли, Торелли и Вивальди итальянский музыкальный стиль постепенно вытеснил французский. Между 1724 и 1727 годами Кванц завершил свое обучение, проведя период обучения в Италии и более короткое время во Франции и Англии. Он изучал контрапункт у Франческо Гаспарини в Риме, произвел благоприятное впечатление на Алессандро Скарлатти и познакомился, среди многих других, с будущим дрезденским капельмейстером И.А. Хассе, который тогда учился у Скарлатти. С августа 1726 по март 1727 года он посетил Париж, и хотя французский вокальный стиль был ему неприятен, он наслаждался выступлениями многих инструменталистов, в том числе флейтиста Мишеля Блаве. Находясь в Париже, он впервые добавил к своим флейтам вторую клавишу, чтобы улучшить их звучание. После десятинедельного пребывания в Англии, где он познакомился с Генделем, Кванц вернулся в Дрезден в июле 1727 года. Трехлетнее турне создало ему репутацию за пределами Германии, проложив путь к будущему международному распространению его музыки. В марте 1728 года он был назначен постоянным членом Дрезденской придворной капеллы, где от него больше не требовалось играть на гобое. Благодаря этому повышению он окончательно завоевал признание как один из выдающихся исполнителей Дрездена. В мае 1728 года Кванц, Пизендель, Буффарден и другие сопровождали Августа II во время государственного визита в Берлин. Кванц произвел особенно глубокое впечатление на принца Фридриха и дважды в год приезжал к прусскому двору, чтобы научить его игре на флейте. Когда в 1733 году умер Август II, Кванцу не разрешили переехать в Берлин, но его автобиография свидетельствует о том, что он не хотел бы отказываться от активной музыкальной жизни при саксонском дворе ради незначительной жизни при принце Фридрихе. Вместо этого он продолжил служить при Августе III, посвятив ему сольную сонату для флейты и континуо, соч.1 (1734). Когда Фридрих стал королем Пруссии в 1740 году, он мог предложить Кванцу 2000 талеров в год (по сравнению с 800, которые платил Август III), освобождение от обязанностей в оперном оркестре и согласие принимать заказы только от него. В декабре 1741 года Кванц переехал в Берлин, и до конца своей карьеры его обязанности были сосредоточены на наблюдении за частными вечерними концертами короля, для которых он писал новые произведения и на которых только он один имел честь критиковать игру Фридриха. За новые композиции и изготовление флейт, которыми он занимался с 1739 года, он получал дополнительные выплаты. Оказавшись на службе у Фридриха, он отказался от концертных туров или приглашений ко двору. В берлинский период было напечатано всего несколько произведений, наиболее важным из которых является "Дуэт флейтистов на траверсе", соч.2 (1759). С другой стороны, "Опыт наставления по игре на флейте traversiere" (1752) была опубликована в течение одного года как на немецком, так и на французском языках. Она остается его самым значительным вкладом в музыкальную литературу.
Ноты сочинений Иоганна Иоахима Кванца на сайте библиотеки IMSLP